21 октября 2020 г. |
Дело N А56-69465/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Гавриловой С.А. (доверенность от 30.12.2019 N 96676-42), от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" Егорова С.Н. (доверенность от 25.12.2019 N Дов-59),
рассмотрев 14.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А56-69465/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 25, лит. А, пом. 1Н, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 102780924456, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 16.03.2017 N kpr-01-2447/17-0-1 об отказе в выдаче разрешений на использование земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выраженного в письмах от 24.05.2019 N 35618-32 и от 27.05.2019 N 36499-32, а также об обязании Комитета устранить допущенные нарушения путем выдачи соответствующих разрешений согласно заявлениям Общества от 26.04.2019 N 426 и 427.
Решением суда от 20.12.2019 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
Податель жалобы ссылается на непредставление Обществом доказательств того, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушающим его прав на пользование землями, на которых размещены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отказать в ее удовлетворении и оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Комитета настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат сооружения связи: с кадастровым номером 78:10:0511202:1461, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Чугунная ул., д. 2а, лит. А; с кадастровым номером 78:34:0415301:3004, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Камышовая ул., севернее дома 54, корп. 1, лит. А, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Право собственности зарегистрировано на основании технических планов и разрешений Комитета от 25.06.2018 N 1667-изу и N 1673-изу.
Указанные объекты были размещены на соответствующих земельных участках на основании разрешений, выданных Комитетом, от 25.06.2018 N 1667-изу и 1673-изу, согласно пункту 1 которых срок использования участков составляет 1 год.
Срок действия данных разрешений истекал 25.06.2019.
В связи с истечением установленного разрешениями срока Общество направило в адрес Комитета заявления от 26.04.2019 N 426, 427 о выдаче новых разрешений на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения принадлежащих ему сооружений связи - антенных опор.
В ответ на данное заявление Комитет в письмах от 24.05.2019 N 35618-32 и от 27.05.2019 N 36499-32 сообщил об отказе в выдаче разрешений в связи с тем, что согласно представленным схемам испрашиваемые территории земель включают в себя объекты капитального строительства - сооружения связи с кадастровыми номерами 78:34:0415301:3004 и 78:10:0511202:1461 соответственно.
Полагая, что указанный отказ Комитета является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав отказ Комитета в выдаче разрешений на использование земель не соответствующим действующему законодательству, удовлетворил заявление в полном объеме.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление N 1300).
В подпункте 11 данного Перечня указаны линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
В соответствии с пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи (подпункт 4.5 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ), а также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (подпункт 5 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" (далее - Постановление N 1064) получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 508-100) выдача разрешения на строительство в соответствии с подпунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ не требуется в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства - линий связи, линейно-кабельных и антенно-мачтовых сооружений связи, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных сооружений связи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускается возможность строительства объекта капитального строительства на основании документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения такого объекта без предоставления земельного участка или установления сервитута, т.е. документа, полученного в порядке, предусмотренном главой V.6 ЗК РФ.
Проанализировав приведены правовые нормы, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам, что исходя из текста ранее выданных разрешений Комитета от 25.06.2018 N 1667-изу и 1673-изу Обществу было разрешено разместить на соответствующей территории сооружения связи (антенные опоры, мачты и башни), для возведения которых не требуется получение разрешений на строительство, а действующим законодательством допускается размещение сооружений связи, в том числе капитального характера, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешения уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута.
При таком положении суды обоснованно признали, что в данном случае у Комитета не имелось законных оснований для отказа в выдаче Обществу разрешений на использование земель в порядке, предусмотренном статьей 39.36 ЗК РФ, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ.
С учетом этого суды правомерно удовлетворили заявленные требования, направленные на получение правоустанавливающего документа для использования земельного участка, на котором расположены принадлежащие Обществу сооружения связи.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для иной правовой квалификации спорных правоотношений и оценки представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, а в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Кассационная инстанция признает необоснованными ссылки Комитета на необходимость получения разрешения на строительство сооружений связи, поскольку они основаны на неверном толковании приведенных в настоящем постановлении норм действующего законодательства. Так, в пункте 17 статьи 51 ГрК РФ, Постановлении N 1064, пункте 2 статьи 14 Закона N 508-100 к случаям, при которых не требуется получение разрешение на строительство, относятся и строительство антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, в том числе являющихся объектами капитального строительства.
Довод подателя жалобы о размещении капитального антенно-мачтового сооружения в территориальной зоне ТУ (зона улично-дорожной сети города - скоростных дорог, магистральных улиц городского значения, магистральных улиц районного значения с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур) не соответствует градостроительному регламенту, отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Примечанию N 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, и разъяснениям, содержащимся в письме Минкомсвязи России от 25.12.2019 N ОВ-П14-200-32365 и письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 18.03.2016 N Д23и1239, размещение и эксплуатация антенно-мачтовых сооружений допускается независимо от видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, и является дополнением к любому из них без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка, то есть размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2017 N 31-АД17-5, от 21.02.2018 N 41-АД18-5, от 29.06.2018 N 41-АД18-14, от 01.07.2019 N 46-АД19-10.
С учетом этого кассационная инстанция полагает, что суды обоснованно исходили из того, что размещение антенно-мачтового сооружения в территориальной зоне ТУ не противоречит градостроительному регламенту, установленному для соответствующей территории.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов и основаны на неверном толковании приведенных правовых норм. Они свидетельствуют о несогласии Комитета с установленными по делу фактическими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А56-69465/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.