21 октября 2020 г. |
Дело N А56-105144/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества по изысканиям и проектированию объектов транспортного строительства "Ленгипротранс" Кизиловой Н.С. (доверенность от 26.12.2019 N 301411/43-240),
рассмотрев 20.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2020 по делу N А56-105144/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество по изысканиям и проектированию объектов транспортного строительства "Ленгипротранс", адрес: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 143, ОГРН 1027804872479, ИНН 7810202583 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга, адрес: 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 15, лит. А, ОГРН 1027804889111, ИНН 7810254736 (далее - Управление), от 22.08.2019 N 202S 191 900 57949 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде 414 500 руб. штрафа за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года.
Управление обратилось с иском о взыскании с Общества на основании решения от 22.08.2019 414 500 руб. штрафа за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2020, заявление Общества удовлетворено, в удовлетворении исковых требований Управления отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.04.2020 и постановление от 09.07.2020, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что неполноту представленной за январь 2018 года отчетности Управление выявило раньше Общества, а уточнять и дополнять сведения о застрахованных лицах страхователь вправе лишь по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации, в связи с чем Общество подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая решение от 16.04.2020 и постановление от 09.07.2020 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании представленных Обществом по формам СЗВ-М за январь 2018 года и СЗВ-СТАЖ за 2018 год сведений о застрахованных лицах и их страховом стаже Управление провело проверку правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в порядке, предусмотренном пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Отчетность по форме СЗВ-М за январь 2018 года была сдана Обществом в электронной форме 07.02.2018 по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через систему "Комита", однако вследствие технической ошибки (программного сбоя) в прикрепленной к электронному сообщению от 07.02.2018 форме СЗВ-М полностью отсутствовал раздел "Сведения о застрахованном лице". Протокол проверки от 07.02.2018, сформированный Управлением в автоматическом режиме при проверке, сведений об ошибке не содержал. После выявления неполноты представленной отчетности за январь 2018 года Общество 16.07.2019 дополнительно направило в Управление по ТКС через систему "Контур. Экстерн" отчет "СЗВ-М дополняющий за январь 2018".
В ходе проверки Управление установило, что Общество не представило в установленный срок (не позднее 15 числа следующего за отчетным периодом месяца) сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 года, о чем составило акт от 12.07.2019, полученный Обществом 16.07.2019.
На основании акта о выявлении правонарушения Управление, посчитав, что срок представления сведений нарушен, приняло решение от 22.08.2019 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с указанным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 414 500 руб. штрафа.
Полагая данное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании, Управление обратилось с иском о взыскании 414 500 руб. штрафа.
С учетом самостоятельного устранения Обществом ошибки в ранее поданных сведениях решение от 22.08.2019 N 202S 191 900 57949 суды признали недействительным, а в удовлетворении исковых требований отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Вопреки доводам Управления положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н и действовавшей в спорный период (далее - Инструкция), установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц в определенном данным нормативным документом порядке.
Довод подателя кассационной жалобы об обнаружении первым ошибки в форме СЗВ-М за январь 2018 года подлежит отклонению ввиду следующего.
При подаче уточненных (исправленных) сведений по форме СЗВ-М (дополняющей) до обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в виде направления страхователю в порядке абзаца пятого статьи 17 Закона N 27-ФЗ уведомления о расхождениях при проверке первоначально представленных сведений указанное действие не может быть расценено как нарушение порядка представления сведений, влекущее ответственность, предусмотренную статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку страхователь выявил и исправил ошибки самостоятельно, что влечет отказ в привлечении к ответственности за представление неполных или недостоверных сведений.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления скорректированных сведений в контролирующие органы.
Представление дополнительных сведений в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
Общество, выявив ошибки в указанных сведениях по форме СЗВ-М, исправило их путем представления уточненных сведений, при этом суды установили, что Управление никаких нарушений и ошибок при проверке первоначальных сведений не обнаружило. Уведомление о расхождении в соответствии с пунктом 38 Инструкции страхователю не направлялось, в связи с чем, в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ и пункта 40 Инструкции у подателя кассационной жалобы отсутствовали основания для привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений, соответственно, требования Управления о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок по форме СЗВ-М за январь 2018 года сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, удовлетворению не подлежат.
В данном случае самостоятельно выявив ошибку, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) сведений, представленных за январь 2018 года, что позволяет не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный правоприменительный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является верным.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными материалами дела, что не соответствует правилам оценки судом доказательств, которые предусмотрены статьей 71 АПК РФ.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2020 по делу N А56-105144/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.