22 октября 2020 г. |
Дело N А56-69564/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Судас Н.Е., судей Бобарыкиной О.А. и Серовой В.К.,
при участии от администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга Шаймардановой Т.В. (доверенность от 26.05.2020), от товарищества собственников жилья "Северный Палаццо" Окуловой Н.Л. (доверенность от 11.11.2019),
рассмотрев 15.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А56-69564/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга, адрес: 199178, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 55, ОГРН 1037800042851, ИНН 7801042446 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Северный Палаццо", адрес: 199178, Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., д. 14, ОГРН 1117847199381, ИНН 7801547800 (далее - Товарищество), об обязании вернуть 360 609 руб. на специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., д. 14 (далее - Многоквартирный дом).
Решением суда от 08.01.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020, Администрации отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Администрация, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить названные судебные акты.
По мнению подателя кассационной жалобы, неправомерное использование Товариществом денежных средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта общего имущества в Многоквартирном доме, подтверждено актом от 25.12.2018 N 12/20305-р Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга; апелляционный суд не обосновал отказ в приобщении к материалам дела поданных Администрацией в электронном виде письменных пояснений.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Администрации настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, представитель Товарищества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Товарищество управляет Многоквартирным домом.
Общим собранием собственников помещений в Многоквартирном доме, оформленным протоколом от 10.12.2013, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом Правительства Санкт-Петербурга.
Согласно протоколу от 28.08.20216 общим собранием собственников помещений в Многоквартирном доме принято решение о замене входных дверей в парадных и изготовление защитных козырьков над парадными за счет средств, аккумулированных на специальном счете на проведение капитального ремонта общего имущества в Многоквартирном доме.
Во исполнение названного решения Товарищество заключило договоры от 09.11.2016 N СК-09/11А и от 06.12.2016 N СК-06/12А с обществом с ограниченной ответственностью "СК "Гермес".
Для оплаты выполненных работ Товарищество представило в банк, в котором открыт специальный счет, комплект документов для получения разрешения на распоряжение денежными средствами фонда капитального ремонта.
После проверки представленных Товариществом документов банк произвел списание денежных средств со специального счета на основании платежных поручений от 24.11.2016 N 1, от 12.12.2016 N 2 и 3, от 21.12.2016 N 4 и 5.
Администрация, полагая, что спорная денежная сумма списана со специального счета неправомерно, поскольку работы по замене входных дверей не относятся к работам по капитальному ремонту общего имущества в Многоквартирном доме, обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 20, 44, 169, 170, 175, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением о порядке осуществления контроля за целевым расходованием владельцем специального счета денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2013 N 1019 (далее - Положение), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Привила N 170), признали иск не подлежащим удовлетворению.
Арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество в том числе путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Как установлено частью 1 статьи 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за исключением указанных в этой норме случаев в минимальном размере взноса на капитальный ремонт, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, размере, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ формирования фонда капитального ремонта, как перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта.
Частью 1 статьи 174 ЖК РФ установлено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть в частности дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада и другими видами услуг и (или) работ (часть 2 статьи 166 ЖК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного Правительством Санкт-Петербурга, финансируются в том числе работы по замене и(или) восстановлению строительных конструкций многоквартирного дома или элементов таких конструкций, утеплению фасада.
В силу пункта 3 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" работы по утеплению и ремонту фасадов относятся к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В приложении N 8 к Правилам N 170 содержится примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, согласно пункту 4 которого к таким работам относится утепление жилых зданий, включая работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций и устройство наружных тамбуров.
Возражая против удовлетворения иска, Товарищество сослалось на то, что в рамках работ по замене входных дверей в парадных произведен ремонт фасада Многоквартирного дома в части дверных проемов, а также утеплены входные тамбуры путем установки вторых автоматически закрываемых дверей, что ограничило поступление холодного воздуха на лестничные площадки и во внутренние помещения Многоквартирного дома и, как следствие, сократило потребление тепловой энергии на нужды отопления.
Данные обстоятельства Администрацией не оспорены.
Ссылка Администрации на акт от 25.12.2018 N 12/20305-р государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга несостоятельна, поскольку данный акт оформлен по результатам проверки, проведенной в отношении Администрации, а не Товарищества.
Кроме того, в названном акте отражено, что средства со специального счета использованы на замену входных дверей, частичную реконструкцию фасада и замену его элементов, утепление фасада и тамбуров подъездов, что в силу приведенных норм права относится к работам по капитальному ремонту.
Согласно части 1 статьи 36.1 ЖК РФ денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме.
Принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 44 ЖК РФ).
Оформленное протоколом от 28.08.2016 решение общего собрания собственников о замене входных дверей в парадных за счет аккумулированных на специальном счете средств не признано недействительным в установленном законом порядке, на что обоснованно указали суды.
Согласно пункту 4 Положения контроль за целевым расходованием денежных средств и обеспечением их сохранности осуществляется администрациями районов Санкт-Петербурга.
Указанный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок владельцев специальных счетов (пункт 5 Положения).
Результаты проверки оформляются актом, в котором в частности указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения, а также предложения о мерах, которые должны быть предприняты в целях устранения и предотвращения нарушений, в том числе привлечения к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях (пункт 15 Положения).
В случае выявления в ходе проверки обстоятельств, содержащих признаки преступления, акт проверки направляется в правоохранительные органы согласно их компетенции не позднее десяти рабочих дней со дня подписания акта проверки (пункт 21 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судами, комиссией с участием представителей Администрации проведена проверка расходования Товариществом денежных средств на специальном счете, о чем составлен акт от 02.07.2018.
Согласно названному акту прокуратура Василеостровского района Санкт-Петербурга не выявила нарушений по списанию денежных средств со специального счета; Товариществу рекомендовано принять меры по погашению собственниками помещений в Многоквартирном доме задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно не усмотрели правовых оснований для удовлетворения иска.
Довод Администрации о том, что апелляционный суд не обосновал отказ в приобщении к материалам дела ее письменных пояснений опровергается аудиозаписью состоявшегося 22.06.2020 судебного заседания, согласно которой апелляционный суд возвратил письменные пояснения, поскольку в них Администрация фактически изложила дополнительные доводы к апелляционной жалобе.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу N А56-69564/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Е. Судас |
Судьи |
Н.Е. Судас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.