29 октября 2020 г. |
Дело N А56-129672/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Десна Московский" Сизова Ю.И. (доверенность от 10.11.2019 N 10/11/19), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Козлюковой Е.В. (доверенность от 08.05.2020 N 03-31/09461),
рассмотрев 29.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества ограниченной ответственностью "Десна Московский" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А56-129672/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Десна Московский", адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 69-71, лит. А, часть пом. 33-Н, часть оф. 1, ОГРН 1077847602931, ИНН 7842368006 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу, адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 47, лит. А, ОГРН 10478430000523, ИНН 7841000026 (далее - Инспекция), от 15.07.2019 N 19-2/2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата уплаченных на основании оспариваемого решения сумм налога, пеней и штрафа.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.05.2020 решение от 10.02.2020 отменено в части отказа в признании недействительным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 1 660 820 руб. штрафа; заявленные Обществом требования в этой части удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Проверив законность постановления от 15.05.2020, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе налогового органа и возражений Общества, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 24.09.2020 оставил без изменения постановление от 15.05.2020, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В Арбитражный суд Северо-Западного округа 29.09.2020 из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области поступила кассационная жалоба Общества на решение от 10.02.2020 и постановление от 15.05.2020.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 10.02.2020 и постановление от 05.06.2020 в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по данному делу новый судебный акт о признании недействительным решения налогового органа, возложении на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата уплаченных им по решению налогового органа сумм налога, пеней и штрафа. Податель жалобы настаивает на правомерном применении льготы по налогу на имущество организаций (далее - налог на имущество), предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, в отношении принадлежащего ему здания бизнес-центра по адресу: Санкт-Петербург, ул. Решетникова, д. 14, лит. А, ввиду документального подтверждения наличия у данного объекта высокого класса энергетической эффективности. При этом Общество полагает, что в пункте 21 статьи 381 НК РФ применение спорной льготы не поставлено в зависимость от того, является объект жилым или нежилым помещением; отсутствие порядка определения классов энергоэффективности со стороны регулирующего органа не может быть поставлено в вину налогоплательщика. Также налогоплательщик считает, что с учетом подтверждения налоговым органом в ходе камеральных проверок обоснованности применения льготы у Инспекции не имелось правовых оснований по итогам выездной проверки принимать оспариваемое решение.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении жалобы Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налогового органа возражал против ее удовлетворения.
Кассационная жалоба Общества рассматривается судом кассационной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", применительно к правилам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 4 и 5 постановления от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" разъяснил, что обстоятельства, которые согласно пункту 1 статьи 311 АПК РФ являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта. При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу. К существенным для дела обстоятельствам могут быть отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, допущенные судом кассационной инстанции при принятии судебного акта.
В рамках настоящего дела Обществом оспаривалось принятое Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 решение от 15.07.2019 N 19-2/2019, которым Обществу доначислено 18 269 130 руб. налога на имущество, начислено 3 994 151 руб. пеней и 1 826 913 руб. штрафа. Основанием вынесения решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, в отношении объекта - здание бизнес-центра по адресу: Санкт-Петербург, ул. Решетникова, д. 14, лит. А.
Статьей 381 НК РФ предусмотрены льготы по налогу на имущество, согласно пункту 21 которой организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия "класс энергетической эффективности", которое бы раскрывало состав объектов основных средств, в отношении которых оно может употребляться для целей применения налоговой льготы, равно как не устанавливает условия, при соблюдении которых класс энергетической эффективности признается высоким.
В связи с этим на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ при уяснении значения названного понятия для целей налогообложения применяются положения соответствующей отрасли законодательства, в котором оно используется. Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Из взаимосвязанных положений пункта 5 статьи 2, пункта 6 статьи 6, пункта 4 статьи 10 и пункта 1 статьи 12 названного Закона следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов.
При этом Закон N 261-ФЗ, содержащий положения о соответствии зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности (статья 11), не предусмотрел определение классов энергетической эффективности в отношении указанных объектов, и не содержит никаких отсылок к подзаконным нормативным правовым актам, которыми должны быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к нежилым объектам недвижимости.
Таким образом, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ льгота имеет целевое назначение - стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости. Применение энергетических паспортов в качестве доказательства соответствия спорного объекта недвижимости условиям рассматриваемой льготы, в отсутствие установленных законодательством критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений сооружений, является неправомерным.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, высказанной в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, и определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2018 N 309-КГ18-5076, от 30.11.2018 N 309-КГ18-12770.
Суды также правомерно отметили, что принятые ранее по результатам камеральных налоговых проверок решения о возврате налога и подтверждении налоговой льготы не лишают налоговый орган возможности по итогам выездной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля, скорректировать сумму налога при установлении им фактов, свидетельствующих о необоснованности применения льготы по налогу имущество.
Приведенные в кассационной жалобе аргументы Общества, в том числе обоснованные ссылками на положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, не опровергают вывод судов и основаны на верном толковании норм налогового законодательства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 02.07.2019 N 1831-О, 1832-О, в обязательные условия применения налогового освобождения, предусмотренного пунктом 21 статьи 381 НК РФ, входит возможность определения класса энергетической эффективности объектов налогообложения, когда такая возможность следует из действующих нормативных актов; пока и если это условие не обеспечено в отношении какой-либо категории объектов, указанное налоговое освобождение нельзя считать применимым по причине отсутствия надлежащих к тому оснований, как их предусматривает налоговый закон; иное вело бы к избирательному и произвольному предоставлению преимуществ в налоговых отношениях - вопреки конституционным требованиям законного, равного и справедливого налогообложения.
Несогласие заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таком положении, проверив обоснованность кассационной жалобы Общества по существу как заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что оснований для пересмотра судебных актов по настоящему делу по вновь открывшимся обстоятельствам не имеется.
При подаче кассационной жалобы Общество неправильно исчислило и уплатило по платежному поручению от 09.07.2020 N 73591 государственную пошлину в сумме 3000 руб. вместо 1500 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 311, 316, 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
отказать обществу ограниченной ответственностью "Десна Московский" в удовлетворении кассационной жалобы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А56-129672/2019 применительно к правилам пересмотра судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Десна Московский", адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 69-71, лит. А, часть пом. 33-Н, часть оф. 1, ОГРН 1077847602931, ИНН 7842368006, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 09.07.2020 N 73591.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению общества, оно правомерно применило льготу при исчислении налога на имущество в отношении бизнес-центра.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы общества необоснованными.
Как указал суд, целевым назначением спорной льготы является стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости. Однако на объекты коммерческой недвижимости указанная льгота не распространяется, поскольку законодательством не установлены критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений.
Суд пришел к выводу о неправомерном применении обществом спорной льготы в отношении здания бизнес-центра.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2020 г. N Ф07-12541/20 по делу N А56-129672/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12541/20
24.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-237/20
15.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8323/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-129672/19