03 ноября 2020 г. |
Дело N А05-14887/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 03.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А05-14887/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром", адрес: 165160, Архангельская область, город Шенкурск, улица Кудрявцева, дом 5, корпус А, ОГРН 1112907001184, ИНН 2924005300 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), об обязании заключить договор аренды лесных участков.
Решением суда первой инстанции от 13.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск. По мнению подателя жалобы размер неустоек за период с 2013 по 2018 свидетельствует о незначительном характере нарушений. Допущенные нарушения сроков уплаты арендных платежей также не являются значительными. Правонарушение, допущенное Обществом, не может являться основанием для отказа в заключении договора аренды на новый срок.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ООО "Юмиж-лес" -правопредшественником Общества и Департаментом лесного комплекса Архангельской области 06.12.2007 заключены договоры аренды от 06.12.2007 N 118 (далее - Договор N 118), от 06.12.2007 N 120 (далее - Договор N 120), от 06.12.2007 N 121 (далее - Договор N 121).
Лесные участки предоставлены для использования леса с целью заготовки древесины, переданы арендатору по актам приема-передачи.
Между сторонами 21.12.2009 заключен договор аренды лесных участков N 811 (далее - Договор N 811). Указанный договор заключен путем объединения в один Договоров N 118, N 120 и N 121. Срок действия Договора N 811 установлен с 21.12.2009 по 26.09.2019 (п. 7.1 Договора N 811).
В связи с реорганизацией ООО "Юмиж-лес" в форме выделения, права и обязанности арендатора по договору N 811 перешли к Обществу, в связи с чем 15.02.2012 подписано Соглашение о внесении изменений и дополнений в Договор N 811.
Истец в связи с окончанием срока действия Договора N 811, полагая, что Общество обладает преимущественным правом на заключение договора аренды в отношении спорных лесных участков, обратился в Министерство с заявлением от 16.07.2019 N 19 о заключении договора аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов.
Распоряжением Министерства от 16.08.2019 N 947р Обществу отказано в заключении договора аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов в связи с несоблюдением пункта 2 части 1 статьи 74, пунктов 3, 4, 7 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Общество, полагая, что несоблюдение данных требований не является нарушением условий договора, препятствующим заключению договора аренды на новый срок, обратилось в суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций не нашли оснований для удовлетворения иска.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в случае, если лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
На основании части 2 статьи 74 названного Кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Установив, что лесные участки предоставлены арендатору по результатам лесного конкурса, в целях заготовки древесины, Общество владеет данными участками на праве аренды свыше 10 лет, суды сделали вывод о том, что истец вправе заключить договор аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов на основании пункта 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ при соблюдении условий, установленных частью 2 статьи 74 этого же Кодекса.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 ЛК РФ, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. При этом решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения (часть 3 статьи 74 названного Кодекса).
Министерство, принимая распоряжение об отказе в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов, указало также на несоблюдение условий, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
Разделом 3.4 Договора N 811 определены обязанности арендатора.
В силу пункта 3.4.2 данного договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные ежегодно подписанными 2-мя сторонами протоколом согласования цены арендной платы. В соответствии с пунктом 3.4.15, 3.4.16 Договора N 811 арендатор обязан выполнять ежегодные объемы работ по охране, воспроизводству лесов согласно приложению N 6, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили допущенные в период действия Договора N 811 факты несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд, а также неоднократного нарушения его условий, в связи с чем пришли к правомерному выводу о несоблюдении Обществом условий предусмотренных частью 2 статьи 74 ЛК РФ и соответственно об отсутствии оснований необходимых для удовлетворения иска.
Доводы истца являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А05-14887/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.