Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 ноября 2020 г. N Ф07-11956/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А05-14887/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" Нечаева О.Д. по доверенности от 06.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 марта 2020 года по делу N А05-14887/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" (ОГРН 1112907001184, ИНН 2924005300; адрес: 165160, Архангельская область, город Шенкурск, улица Кудрявцева, дом 5, корпус А; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) об обязании заключить договор аренды лесных участков.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 марта 2020 года по делу N А05-14887/2019 в иске отказано.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Характер допущенных нарушений Министерством не раскрыт, документы, подтверждающие совершение нарушений (акты осмотра), не представлены. Размер неустоек свидетельствует о незначительности нарушений. Допущенные нарушения сроков уплаты арендных платежей не являются значительными. Правонарушение, допущенное Обществом, не может являться основанием для отказа в заключении договора аренды на новый срок.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что между Обществом "Юмиж-лес" (правопредшественник истца, арендатор) и Департаментом лесного комплекса Архангельской области 06.12.2007 заключен договор аренды N 118 от 06.12.2007, по которому арендатору передан в аренду лесной участок с кадастровым номером 29:20:000000:0123 площадью 24323 га, расположенный на территории Кодемского участкового лесничества: кв. NN 53-59, 73, 85, 107; Шенкурского участкового лесничества: кв. NN 78, 98, 99; Сюмского участкового лесничества: кв. NN43, 44, 61, 62, 67, 77, 78, 81, 82, 85, 86, 91, 92, 96-98. Срок действия договора с 06.12.2007 по 26.09.2019 (п.7.1 договора аренды).
Согласно пункту 1.3 договора аренды N 118 лесной участок предоставлен для использования леса с целью заготовки древесины.
В пункте 1.1 договора N 118 указано, что он заключен в соответствии с ФЗ РФ N201-ФЗ от 04.12.2006 и статьями 72, 74 ЛК РФ на основании ранее заключенного с Шенкурским лесхозом договора аренды участков лесного фонда N60 от 27.09.2004 (по результатам открытого конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду протокол N 379 от 07.09.2004).
Лесные участки переданы арендатору по акту приема-передачи от 06.12.2007.
По договору аренды от 06.12.2007 N 120 Обществу "Юмиж-лес" (правопредшественник истца) передан в аренду лесной участок с кадастровым номером 29:20:000000:0122 площадью 9 037 га, расположенный на территории Сюмского участкового лесничества: кв. NN 3, 4, 45, 46, 63, 64. Срок действия договора с 06.12.2007 по 17.03.2020 (п.7.1 договора аренды N 120).
Лесной участок предоставлен в аренду для заготовки древесины (пункт 1.3 договора N 120).
Договор N 120 заключен в соответствии с ФЗ РФ N 201-ФЗ от 04.12.2006 и статьями 72, 74 ЛК РФ на основании ранее заключенного с Шенкурским лесхозом договора аренды участков лесного фонда N67 от 18.03.2005 (по результатам лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду Протокол N 434 от 03.03.2005).
На основании договора аренды от 06.12.2007 N 121 Обществу "Юмиж-лес" (правопредшественник истца) передан в аренду лесной участок с кадастровым номером 29:20:000000:0124 площадью 6 412 га, расположенный на территории Шенкурского участкового лесничества: кв. NN 45-48. Срок действия договора с 06.12.2007 по 23.05.2021 (п.7.1 договора аренды).
Лесной участок предоставлен в аренду для заготовки древесины (пункт 1.3 договора 121).
Договор N 121 заключен в соответствии с ФЗ РФ N 201-ФЗ от 04.12.2006 и статьями 72, 74 ЛК РФ на основании ранее заключенного с Шенкурским лесхозом договора аренды участков лесного фонда N91 от 24.05.2006 (по результатам лесного конкурса по передаче лесных ресурсов в аренду Протокол N 623 от 05.05.2006).
21 декабря 2009 года между сторонами заключен договор аренды лесных участков N 811. Указанный договор заключен путем объединения в один договоров аренды от 06.12.2007 N 118, от 06.12.2007 N 120 и от 06.12.2007 N 121. Срок действия договора N 811 установлен с 21.12.2009 по 26.09.2019 (п. 7.1 договора аренды N 811).
В связи с реорганизацией ООО "Юмиж-лес" в форме выделения, права и обязанности арендатора по договору N 811 перешли к правопреемнику данного общества - обществу "Юмиж Лес Пром", в связи с чем 15.02.2012 подписано Соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды N 811.
Истец в связи с окончанием срока действия договора N 811, полагая, что Общество обладает преимущественным правом на заключение договора аренды в отношении спорных лесных участков, обратился в Министерство с заявлением от 16.07.2019 N 19 о заключении договора аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов.
Распоряжением Министерства от 16.08.2019 N 947р Обществу отказано в заключении договора аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов в связи с несоблюдением пункта 2 части 1 статьи 74, пунктов 3, 4, 7 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Общество, полагая, что несоблюдение данных требований не является нарушением условий договора, препятствующим заключению договора аренды на новый срок, обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 71, 73, 73.1, 74 ЛК РФ, 621 ГК РФ.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 73.1 данного Кодекса без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Частью 2 статьи 74 Кодекса предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 ЛК РФ, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. При этом решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения (часть 3 статьи 74 названного Кодекса).
Установив, что лесные участки предоставлены арендатору по результатам лесного конкурса, в целях заготовки древесины, Общество владеет данными участками на праве аренды свыше 10 лет, суд пришел к верному выводу, что истец вправе заключить договор аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов на основании пункта 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ при соблюдении условий, установленных частью 2 статьи 74 этого же Кодекса.
Вместе с тем, Министерство, принимая распоряжение об отказе в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов, указало также на несоблюдение условий, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
В частности, Министерство утверждает, что Общество в 2011, 2012, 2014, 2015 годах допускало нарушение условий договора аренды, а именно:
- в 2011 году имело место несвоевременное внесение арендной платы за три оплачиваемых периода подряд по срокам уплаты на 15.02, 15.03, 15.04, и по срокам уплаты на 15.09, 15.11, 15.12,
- в 2012 году имело место несвоевременное внесение арендной платы за три оплачиваемых периода подряд по срокам на 15.02, 15.03, 15.04, 15.05, 15.06,
- в 2014 году имело место несвоевременное внесение арендной платы за три оплачиваемых периода подряд по срокам уплаты на 15.02, 15.03, 15.04, 15.05, 15.06,
- в 2015 году имело место несвоевременное внесение арендной платы за три оплачиваемых периода подряд по срокам уплаты на 15.02, 15.03, 15.04, 15.05, 15.06,
- в 2014, 2015, 2016, 2018 году допущены нарушения, выявленные при натурном осмотре мест рубок,
- в 2012 году не исполнен план по естественному возобновлению на 4, 7 га;
- в 2014 году не исполнен план по естественному возобновлению на 67,4 га и не выполнено в полном объеме дополнение лесных культур,
- в 2014 году вынесено 2 постановления об административном правонарушении за невыполнение ухода за минерализованными полосами.
Разделом 3.4 договора N 811 определены обязанности арендатора.
В силу пункта 3.4.2 данного договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные ежегодно подписанными 2-мя сторонами протоколом согласования цены арендной платы.
В соответствии с пунктом 3.4.15, 3.4.16 договора N 811 арендатор обязан выполнять ежегодные объемы работ по охране, воспроизводству лесов согласно приложению N 6, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
В подтверждение случаев неоднократного нарушения условий ранее заключенного договора аренды, выразившихся в нарушении заявителем норм лесного законодательства при заготовке древесины, а также в нарушении установленных договором сроков внесения арендной платы, ответчиком представлены следующие документы: претензии Шенкурского лесничества от 22.07.2014 N 744, от 14.10.2015 N 837, от 28.07.2015 N 621, от 29.11.2016 N 873, от 19.12.2018 N 733; письма о доведении до арендатора объемов лесовосстановительных работ на 2014 год, акт приемки выполненных работ от 14.11.2014, плановые объемы лесовосстановительных и противопожарных работ на 2012 год, акт приемки выполненных работ от 06.08.2012, от 13.09.2012, протоколы об административном правонарушении от 14.01.2015 N185/02-04, от 14.08.2014 N 185/2-08, постановления о назначении административного штрафа от 27.01.2015, от 27.08.2014, справки по выполнению договорных обязательств, карточки лицевых счетов за период с 2010 по 2016 год, платежные поручения, подтверждающие несвоевременное внесение арендной платы и платежные поручения, подтверждающие уплату Обществом в добровольном порядке начисленных неустоек и штрафов.
Суд признал обоснованным довод Общества о том, что 2015 году несвоевременное внесение арендной платы имело место только в двух случаях из пяти заявленных Министерством - по сроку уплаты на 15.04. и на 15.05. В остальных случаях (по сроку уплаты на 15.02, 15.03, 15.06) оплата имела место 16.02, 16.03, 16.06, что с учетом статьи 193 ГК РФ находится в пределах срока оплаты, предусмотренного договором.
В остальном факт неоднократного нарушения Обществом условий договора аренды в части необходимости соблюдения требований лесного законодательства при осуществлении деятельности по заготовке древесины в рамках этого договора нашел свое подтверждение.
Довод Общества, о том, что нарушения несущественные и не способны повлиять на право арендатора заключить договор аренды на новый срок, был предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку часть 2 статьи 74 ЛК РФ не ставит возможность заключения договора на новый срок в зависимость от существенности допущенного нарушения.
Ссылка на ст. 4.6 КоАП РФ, согласно которой лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, не может быть принята во внимание, поскольку судом принимается во внимание не факт привлечения к административной ответственности, а обстоятельства нарушения условий договора, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Доводы о привлечении к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неуплату штрафа и не относится к нарушениям условий договора, также несостоятельны, поскольку привлечение к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ было обусловлено неуплатой штрафа за нарушение условий договора аренды лесного участка от 21.12.2009 N 811.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 марта 2020 года по делу N А05-14887/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14887/2019
Истец: ООО "Юмиж Лес Пром"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области