09 ноября 2020 г. |
Дело N А56-53456/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Стецик Е.Б. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А56-53456/2019,
УСТАНОВИЛ:
Специализированная некоммерческая организация Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", адрес: 236022, Калининградская обл., Калининград, Комсомольская ул., д. 51, ОГРН 1143926013846, ИНН 3906322838 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании 6 811 785 руб. 43 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с 31.04.2017 по 31.03.2019 (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением от 29.01.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020, иск удовлетворен; с Учреждения, а при недостаточности у него денежных средств с Министерства в порядке субсидиарной ответственности, в пользу Фонда взыскано 6 811 785 руб. 43 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 29.01.2020 и постановление апелляционного суда от 15.05.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов возложена на собственников помещений, однако Учреждение собственником спорных помещений не является, они закреплены за ним на праве оперативного управления. Лимиты бюджетных обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Учреждению не доводятся главным распорядителем бюджетных средств. Учреждение оплатило счета от 10.10.2018 N РО-09-000154-3, N РО-09-000156-2, от 18.02.2019 N РО-09-000161-1, в связи с чем удовлетворение заявленных требований повлечет двойное списание денежных средств с ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Калининградской области от 26.02.2014 N 7-пр Фонд является региональным оператором, осуществляющим аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы, утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 09.12.2014 N 826 и опубликована 16.12.2014 на "Официальном интернет-портале правовой информации" и в газете "Калининградская правда" от 17.12.2014 N 233.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, Российская Федерация является собственником помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, которые закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Россиии.
Законами Калининградской области от 26.12.2013 N 293, от 18.12.2015 N 493, от 19.12.2016 N 42, от 28.11.2017 N 115, от 04.12.2018 N 236 минимальный размер взноса на капитальный ремонт в 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы установлен в сумме 5,9 руб. на один квадратный метр общей площади помещения многоквартирного дома.
Считая, что у Учреждения в спорный период имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ на собственников возложено бремя несения расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организаций возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что за Учреждением в спорном периоде зарегистрировано право оперативного управления в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах на территории Калининградской области.
При этом суды исходили из того, что в материалы дела представлена выписка из единого государственного реестра недвижимости от 07.10.2018 N КУВИ-001/2018-10005813, в которой зафиксирован факт закрепления за Учреждением спорных жилых помещений в многоквартирных домах на праве оперативного управления, в отношении которых имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ссылку Учреждения на отсутствие бюджетного финансирования на уплату взносов на капитальный ремонт и заключенного договора, поскольку отсутствие у Учреждения денежных средств на уплату таких взносов не может служить основанием для освобождения последнего от их уплаты. Обязанность по уплате Учреждением взносов на капитальный ремонт установлена действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали Учреждение надлежащим ответчиком и удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что Учреждение оплатило счета от 10.10.2018 N РО-09-000154-3, N РО-09-000156-2, от 18.02.2019 N РО-09-000161-1, поскольку надлежащие документы, подтверждающие факт оплаты задолженности за спорный период в материалы дела не представлены.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А56-53456/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.