12 ноября 2020 г. |
Дело N А26-10616/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 09.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 20.07.2020 по делу N А26-10616/2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 186035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова (р-н центр), д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество), о взыскании:
- 127 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды участков лесного фонда от 05.05.2017 N 25 (далее - Договор N 25) по сроку оплаты на 15.08.2018;
- 285 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды участков лесного фонда от 16.05.2017 N 32 (далее - Договор N 32) по сроку оплаты на 15.08.2018.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерство заявило отказ от иска в части взыскания 127 руб. задолженности по арендной плате по Договору N 25.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.07.2020, принят отказ Министерства от иска в части взыскания 127 руб. задолженности по Договору N 25, производство по делу в указанной части прекращено, в удовлетворении оставшихся исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылается на то, что Министерством перерасчет коэффициента 0,1 не сделан в связи с несвоевременным представлением акта о вводе объекта в эксплуатацию.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Общество в отзыве просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Министерство в ходатайстве просило о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен Договор N 32 аренды лесного участка с кадастровым номером 10:07:0042808:356 площадью 0,1269 га (1260 кв. м), расположенного в части квартала N 82 Ладожского лесничества (по лесоустройству), Ладожского участкового лесничества Сортавальского лесничества Сортавальского муниципального района Республики Карелия (далее - Участок), в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - (реконструкция ВЛ-0,4кВ от ТП-160 с устройством линейного ответвления ВЛ-0,4кВ) в районе поселка Хаапалампи Сортавальского муниципального района Республики Карелия.
В силу пункта 22 Договора N 32 срок действия договора составляет 11 месяцев с момента подписания. Договор считается возобновленным на неопределенный срок, но не более предельного срока, установленного лесным законодательством, если арендатором не исполнены обязанности, установленные подпунктами "с" и "у" пункта 11 указанного Договора, и последний продолжает использовать лесной участок в порядке пункта 4 Договора.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 11 Договора арендатор обязан по истечении срока действия Договора или в случае досрочного прекращения срока действия освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов.
Пунктом 18 Договора N 32 стороны определили, что названный Договор прекращается в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации и пунктами 20, 21 Договора.
Письмом от 03.04.2018 Общество уведомило Министерство о завершении строительства линейного объекта (ВЛ-0,4 кВ от ТП160), размещенного на Участке, просило считать указанный Договор расторгнутым и подписать акт возврата Участка.
Акт приемки законченного строительством линейного объекта (ВЛ-0,4 кВ от ТП-160), размещенного на Участке, по форме КС-14 утвержден 31.05.2018.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что арендатор освободил Участок в соответствии с подпунктом "у" пункта 11 Договора N 32.
Министерство, ссылаясь на то, что Общество продолжает пользоваться спорным Участком, начислило арендную плату на 15.08.2018 в размере 285 руб. При определении размера арендной платы Министерство исходило из отсутствия уведомления о вводе линейного объекта в эксплуатацию.
27.08.2018 Министерство направило в адрес Общества претензию от 24.08.2018 исх. N 34 с требованием погасить задолженность по арендной плате в размере 285 руб. по сроку платежа на 15.08.2018.
Поскольку претензия оставлена Обществом без удовлетворения, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска о взыскании задолженности по Договору N 32 отказал, указав, что расчет арендной платы за спорный период должен производиться с применением коэффициента 0,1, в связи с чем при наличии названного акта ввода по форме КС-14 от 31.05.2018 задолженность Общества по арендной плате за спорный период отсутствует.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ЗК РФ.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
В статье 614 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора по внесению платы за пользование арендованным имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки (части 1 и 2 статьи 622 ГК РФ).
Взыскание арендной платы за фактическое использование арендуемого имущества после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором (пункт 38 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой").
В соответствии с частями 1, 3 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов установлены в Таблице N 16 (далее - Постановление N 310).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 Постановление N 310 дополнено примечанием N 9 к таблице N 16, согласно которому к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Судами правомерно учтено, что юридически значимым обстоятельством для расчета арендной платы по смыслу примечания N 9 к таблице N 16 Постановления N 310 является ввод объекта (линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов) в эксплуатацию, именно с момента подписания акта по форме КС-14 необходимо применять установленный названным пунктом коэффициент, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Сдача размещенного на Участке законченного строительством линейного объекта (ВЛ-0,4 кВ от ТП-160) по форме КС-14 с подписанием акта его приемки состоялась 31.05.2018, что подтверждается материалами дела и решением Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2019 по делу N А56-12273/2018.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с этим является правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что с 01.06.2018 арендная плата за пользование спорным Участком подлежала исчислению с применением понижающего коэффициента 0,1 согласно примечанию N 9 к таблице N 16 Постановления N 310.
Доводы подателя кассационной жалобы о возможности применения названного коэффициента лишь с момента представления органу государственной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - 22.08.2019) разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию подлежит отклонению, поскольку согласно примечанию N 9 к таблице N 16 Постановления N 310 применение поправочного коэффициента обусловлено началом эксплуатации линейного объекта.
Арендная плата на 15.08.2018 (с применением коэффициента 0,1) составляет 28 руб. 50 коп. Из материалов дела следует, что указанная сумма Обществом уплачена.
Поскольку обязательство по уплате арендной платы по Договору N 32 на 15.08.2018 Обществом исполнено в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 20.07.2020 по делу N А26-10616/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.