13 ноября 2020 г. |
Дело N А42-11489/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 11.11.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 по делу N А42-11489/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис", адрес: 183034, г. Мурманск, Домостроительная ул., д. 14, корп. 2, ОГРН 1125190016764, ИНН 5190013607 (далее - ООО "Мурманжилсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области, адрес: 183038, Мурманск, ул. Карла Маркса, д.18, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281 (далее - ГЖИ, Инспекция) о признании недействительным предписания от 11.10.2019 N 859/58.
Решением суда от 24.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2020, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и признать оспариваемое предписание ГЖИ незаконным. Общество ссылается на неправильное применение судами норм материального права (неправильное истолкование), Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 258-ФЗ), разъяснения Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 и условия договора управления (приложение N 4). Податель жалобы указывает на то, что с 01.01.2017 в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, расходы на коммунальные ресурсы в части общедомовых нужд (ОНД) исключаются из платы за коммунальные услуги и переносятся в состав платы за жилое помещение.
Представители Общества и ГЖИ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с обращением жильца многоквартирного дома (МКД) N 7 по Театральному бульвару в городе Мурманске на основании распоряжения от 05.09.2019 N 1762 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "Мурманжилсервис" в части расчета размера платы за содержание жилого помещения в июне 2019 года.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 11.10.2019 N 1780, что собственникам (потребителям) означенного МКД дополнительно к плате за содержание жилого помещения, начисленной в соответствии с конкурсной документацией управляющая компания начисляет плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что привело к увеличению размера платы за содержание жилого помещения с июня 2019 года.
Указанные обстоятельства ГЖИ расценило как нарушение пункта 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) и пунктов 55, 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N75 (далее - Правила N 75).
По итогам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 11.10.2019 N 859/58, согласно которому управляющая компания обязана в срок до 29.11.2019 устранить нарушения в части предъявления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания МКД с июня 2019 года; производить начисление платы за содержание жилого помещения согласно конкурсной документации; выполнить перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания МКД в пользу собственников многоквартирного дома с июня 2019 года.
Не согласившись с предписанием ГЖИ, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у ГЖИ правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания и указали на отсутствие у Общества законных оснований получать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД сверх той, что определена по итогам заключения конкурса.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующего стандарта: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе - начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (подпункт "ж" пункта 4 Правила N 416).
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Как следует из материалов дела, деятельность по управлению МКД N 7 по Театральному бульвару в городе Мурманске с 01.06.2019 осуществляет ООО "Мурманжилсервис" на основании открытого конкурса, проведенного в порядке, установленном Правилами N 75.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами N 75.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 75 в извещении о проведении конкурса помимо иных сведений, указывается следующее:
- характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- наименование работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемых (оказываемых) по договору управления многоквартирным домом (в ред. постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1541)
- размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества работ и услуг (в ред. постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1541)
- перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется индивидуально для каждого дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома (либо органом местного самоуправления) перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг. При этом такой перечень не может быть меньше Минимального перечня оказания услуг, работ.
Как разъяснено в письме Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 при формировании в соответствии с Правилами N 75 размера платы за содержание жилого помещения необходимо учитывать включение в нее с 01.01.2017 платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 76 Правил N 75 участники конкурса предлагают установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за выполнение перечня работ и услуг, предусмотренного подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса, с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1 процента (далее - Предложение).
Организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса передает победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора управления многоквартирным домом.
При этом указываемая в договоре управления многоквартирным домом стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечень работ и услуг, предусмотренный подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, подлежит пересчету исходя из того, что общая стоимость работ и услуг должна быть равна плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой определен по итогам конкурса, в случаях признания участника конкурса победителем в соответствии с пунктами 76 и 78 настоящих Правил (пункт 83 Правил N 75).
Судами установлено, что в извещении о проведении торгов N 110319/25700896/04 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составил 31,93 руб. за 1 кв. метр.
При этом, в Приложении N 3 конкурсной документации заказчиком указан подробный перечень спорных работ и услуг (включая влажное подметание маршей и лестничных площадок, мытье полов и прочее), а Приложение N 4 к договору управления от 24.04.2019 содержит такой же перечень работ и услуг, что и конкурсная документация, с ежемесячной платой 31,93 руб. за 1 кв. м.
Из конкурсной документации не следует, что управляющая организация вправе устанавливать какой-либо дополнительный перечень предоставляемых услуг, который рассчитывается сверх платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Материалами дела подтверждается и Обществом не отрицается факт выставления собственникам спорного МКД за содержание жилых помещений платы в большем размере, чем указано в конкурсной документации и договоре управления в связи с прибавлением к сумме за оказанные услуги дополнительно стоимости услуг по содержанию общего имущества в части расходов на потребление холодной воды; холодной воды, используемой для производства горячего водоснабжения; тепловой энергии, используемой для производства горячего водоснабжения; электрической энергии; отведение сточных вод.
Суды обосновано указали, что поскольку в данном случае в силу пункта 4.1 договора управления размер платы за содержание жилого помещения (включающий в себя конкретный перечень услуг и работ) установлен фиксированной суммой в приложении N 4 к договору (31,93 руб. за 1 кв. м.). Общество не вправе начислять собственникам жилых помещений МКД дополнительные платежи, стоимость которых уже учтена в тарифе, определенном на основании конкурсной документации.
Приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества МКД является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома; а управляющая организация, участвуя в конкурсе в качестве профессиональной организации в данной сфере деятельности, не могла не осознавать весь перечень работ и услуг, который она должна будет исполнять за плату, установленную по результатам конкурса. Приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Эти выводы (с учетом содержания Приложений N 4 к договору, его условий) согласуются с требованиями части 4 статьи 161 ЖК РФ, пункта 38, подпункта 4 пункта 41, пунктов 76, 78 Правил N 75.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Выводы судов основаны на императивных требованиях жилищного законодательства и направлены на сбалансированное последующее развитие рассматриваемых правоотношений, создание четкого прозрачного механизма взаимодействия управляющей компании и собственников помещений в МКД, нивелирование возможных конфликтных ситуаций в обозримой перспективе.
Оспариваемое предписание Инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 по делу N А42 -11489/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.