16 ноября 2020 г. |
Дело N А66-18764/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Преснецовой Т.Г., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ильясова Анара Гаджи оглы на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.04.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А66-18764/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ильясов Анар Гаджи оглы, ОГРНИП 310695211200032, ИНН 694903105710, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Департаменту экономического развития администрации города Твери, адрес: 170001, Тверская обл., г. Тверь, пр. Калинина, д. 62, ОГРН 1146952016738, ИНН 6950186298 (далее - Департамент), о признании недействующим (незаконным) уведомления Департамента от 15.10.2019 N 22/1488и об отказе в предоставлении предпринимателю компенсационного места по адресу: г. Тверь, ул. Паши Савельевой, у дома 31, со дня направления уведомления; обязании Департамента в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу предоставить предпринимателю Ильясову А.Г. оглы компенсационное место по указанному адресу, номер территории 39 согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов, тип объекта - павильон, специализация объекта - продовольственные товары (с учетом уточнения требований в части, принятой судом).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Юкка", адрес: 170033, Тверская обл., г. Тверь, ул. Склизкова, д. 52, пом. 2, оф. 1, ОГРН 1186952001279, ИНН 6950215679.
Решением от 09.04.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 данное решение оставлено без изменения.
Предприниматель Ильясов А.Г. оглы в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам спора и материалам дела. По мнению подателя жалобы, право на предоставление компенсационного места гарантировано ему Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными правовыми актами; отказ ответчика в предоставлении компенсационного места лишает истца права на выполнение условий договора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, заявитель лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент и предприниматель Ильясов А.Г. оглы заключили договор от 20.07.2018 N 50-кп на размещение за плату нестационарного торгового объекта - павильона площадью 12,0 кв. м со специализацией "продовольственные товары" - на территории площадью 17,0 кв. м по адресу: г. Тверь, ул. Маршала Василевского, остановочный пункт "поселок Сахарово" в направлении КСМ, в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери, утвержденной постановлением администрации города Твери (далее - Администрация) от 03.05.2018 N 577 (далее - Схема), номер 50 раздела 1 "Схема размещения киосков и павильонов".
Размер платежей и порядок расчетов определены в разделе 3 договора.
Согласно пункту 3.2 договора плата вносится ежемесячно не позднее 20-го числа текущего месяца.
Пунктом 6.1 договора срок его действия установлен по 03.05.2021.
В силу пункта 6.3 договора он может быть расторгнут при одностороннем отказе от договора Департамента в случае невнесения предпринимателем платы по истечении 30 календарных дней с даты оплаты, установленной договором (пункт 6.3.4).
Согласно пункту 6.4 договора при принятии решения об одностороннем отказе от договора Департамент уведомляет предпринимателя об отказе от договора перечисленными в этом пункте способами; договор считается расторгнутым с момента получения предпринимателем уведомления.
Постановлением Администрации от 25.02.2019 N 166 в Схему внесены изменения; строка 50 исключена из раздела 1 Схемы.
Предприниматель Ильясов А.Г. оглы 08.10.2019 обратился в Департамент по вопросу о предоставлении компенсационного места в связи с исключением из Схемы ранее предоставленного ему места для размещения павильона.
Уведомлением от 14.10.2019 N 22/1481и Департамент сообщил предпринимателю об отказе от исполнения договора на основании пункта 6.3.4 в связи с наличием задолженности по договору в размере 13 260 руб. 59 коп. по состоянию на 08.10.2019, невнесением платежей в течение более шести месяцев.
Уведомлением от 15.10.2019 N 22/1488и Департамент сообщил предпринимателю Ильясову А.Г. оглы об отсутствии оснований для предоставления ему компенсационного места ввиду ненадлежащего исполнения предпринимателем обязательств по договору, что послужило причиной для одностороннего отказа Департамента от исполнения договора.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22.01.2020 по делу N А66-18005/2019, принятым путем подписания судьей резолютивной части по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, с предпринимателя Ильясова А.Г. оглы в пользу Департамента взыскано 14 594 руб. 45 коп. задолженности по договору от 20.07.2018 N 50-кп за период с 20.07.2018 по 22.10.2019.
Предприниматель Ильясов А.Г. оглы, считая, что имеет право на предоставление ему компенсационного места взамен исключенного из Схемы для размещения нестационарного торгового объекта, а отказ Департамента является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 той же статьи).
Постановлением Администрации Тверской области от 28.09.2010 N 458-па утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов.
Во исполнение данного постановления постановлением Администрации от 17.09.2014 N 1127 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери (далее - Порядок N 1127), в соответствии с которым постановлением Администрации 03.05.2018 N 577 утверждена Схема.
Порядком N 1127 предусматривается возможность внесения изменений в Схему и исключения из нее отдельных мест размещения объектов.
Постановлением Администрации от 15.05.2015 N 672 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов в местах согласно Схеме, приложением 1 к которому является Порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе объекта по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, без проведения торгов (далее - Порядок заключения договора).
Согласно пункту 2.1.3 Порядка заключения договора одним из оснований для заключения договора без проведения торгов является предоставление компенсационного места субъекту предпринимательства. В силу пункта 4.3.2 данного Порядка компенсационное место предоставляется субъекту предпринимательства в случае досрочного прекращения действия договора, заключенного с субъектом предпринимательства, надлежаще исполняющим обязательства по договору, в связи с планируемым исключением места размещения объекта из действующей Схемы.
Исходя из подпункта б) пункта 1.3 Порядка заключения договора под надлежащим исполнением обязательства по договору понимается отсутствие нарушения сроков оплаты по договору за период действия договора, а также отсутствие нарушений обязательств по договору, подтверждаемых документально.
Как установлено судами, в данном случае заключенный с предпринимателем Ильясовым А.Г. оглы договор от 20.07.2018 N 50-кп прекращен в соответствии со статьями 310, 450, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с односторонним отказом Департамента от договора по причине ненадлежащего исполнения предпринимателем обязанности по внесению платежей в течение более шести месяцев. Нарушение субъектом предпринимательской деятельности договорных обязательств подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 22.01.2020 по делу N А66-18005/2019 о взыскании с Ильясова А.Г. оглы в пользу Департамента 14 594 руб. 45 коп. задолженности по договору за период с 20.07.2018 по 22.10.2019. Исключение из Схемы места размещения объекта, в отношении которого с предпринимателем заключен договор, само по себе не повлекло прекращения договора.
При таких обстоятельствах суды в соответствии с приведенными выше положениями федеральных законов и муниципальных правовых актов правомерно признали законным оспариваемый отказ Департамента в предоставлении компенсационного места для размещения объекта предпринимателю Ильясову А.Г. оглы, договор с которым был прекращен досрочно в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку исключение из схемы места размещения объекта, в отношении которого с субъектом предпринимательства был заключен договор, не означает безусловную обязанность уполномоченного органа предоставить такому субъекту компенсационное место взамен исключенного из схемы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При принятии кассационной жалобы к производству предпринимателю Ильясову А.Г. оглы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания рассмотрения кассационной жалобы по существу. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением ее без удовлетворения с Ильясова А.Г. оглы следует взыскать в доход федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.04.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А66-18764/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ильясова Анара Гаджи оглы - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ильясова Анара Гаджи оглы, ОГРНИП 310695211200032, ИНН 694903105710, в доход федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.