Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2020 г. N Ф07-9810/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А66-18764/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ильясова Анара Гаджи оглы на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2020 года по делу N А66-18764/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ильясов Анар Гаджи оглы (ОГРНИП 310695211200032, ИНН 694903105710; адрес: 170007, Тверская область, город Тверь) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Департаменту экономического развития администрации города Твери (ОГРН 1146952016738, ИНН 6950186298; адрес: 170001, Тверская область, город Тверь, проспект Калинина, дом 62; далее - департамент) о признании отказа от 15.10.2019 N 22/1488-и в предоставлении заявителю компенсационного места по адресу: г. Тверь, ул. П.Савельевой, у д. 31, незаконным и возложении на ответчика обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда предоставить предпринимателю компенсационное место по адресу: г. Тверь, ул. П.Савельевой, у д. 31, номер территории согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема НТО) 39, тип объекта: павильон, специализация объекта: продовольственные товары, площадь объекта 24 кв. м.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом первой инстанции принято уточнение заявления, в соответствии с которым предприниматель просит признать недействующим (незаконным) со дня его принятия уведомление (отказ) департамента от 15.10.2019 N 22/1488-и от предоставления компенсационного места предпринимателю по адресу: г. Тверь, улица Паши Савельевой, у д. 31; обязать департамент в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда предоставить предпринимателю компенсационное место по адресу: г. Тверь, ул. Паши Савельевой, у д. 31, номер территории согласно Схеме НТО - 39, тип объекта - павильон, специализация объекта - продовольственные товары.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Юкка" (ОГРН 1186952001279, ИНН 6950215679; адрес: 170033, Тверская область, город Тверь, улица Склизкова, дом 52, помещение 2, офис 1; далее - общество).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2020 года по делу N А66-18764/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд пришел к неверным выводам по вопросу исполнения договора аренды. Полагает, что предприниматель не вносил арендную плату, поскольку постановлением администрации от 25.02.2019 N 166 был освобожден об обязанности оплачивать аренду предоставленного ему места на основании статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); односторонний отказ администрации от договора ничтожен; нарушений условий договора заявитель не допускал. В дополнениях к жалобе заявил возражения по вопросу рассмотрения уточнения иска.
Департамент в отзыве с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между департаментом и индивидуальным предпринимателем Ильясовым Анаром Гаджи оглы заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе объекта по оказанию услуг на территории города Твери от 20.07.2018 N 50-кп, по условиям которого предпринимателю предоставлено право размещения нестационарного торгового объекта по адресу: город Тверь, ул. Маршала Василевского, остановочный пункт "поселок Сахарово" в направлении КСМ, в соответствии со Схемой ТНО, утвержденной постановлением администрации от 03.05.2018 N 577 (номер в схеме 50 раздела 1 "Схема размещения киосков и павильонов").
Договор заключен на срок до 03.05.2021 по результатам муниципальных торгов (пункт 6.1 договора).
Администрацией 25.02.2019 вынесено постановление N 166 "О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 03.05.2018 N 577 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери", которым внесены изменения в Схему НТО, строка 50 исключена из указанной Схемы.
В связи с этим 08.10.2019 предприниматель обратился к администрации с заявлением о предоставлении компенсационного места по адресу: город Тверь, улица Паши Савельевой, у д. 31.
Департамент направил в адрес индивидуального предпринимателя Ильясова А.Г.о. уведомление от 15.10.2019 N 22/1488и об отказе в предоставлении компенсационного места.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 той же статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 упомянутого Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ оказания услуг на территории Твери утверждена постановление администрации от 03.05.2018 N 577 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери".
Постановлением администрации от 25.02.2019 N 166 "О внесении изменений в постановление администрации города Твери от 03.05.2018 N 577 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери" внесены изменения в Схему НТО.
Постановлением администрации от 15.05.2015 N 672 (в редакции постановления от 25.01.2019 N 47) утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери (далее - Порядок размещения N 672).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка размещения N 672 объекты на территории города Твери размещаются в местах согласно Схеме НТО, утверждаемой постановлением администрации города Твери.
Размещение объектов в местах, определенных Схемой НТО, осуществляет субъект предпринимательства на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе объекта по оказанию услуг, на территории города Твери (далее - договор) либо концессионного соглашения в случае, если им предусмотрено размещение объектов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора от 20.07.2018 N 50-кп, заключенного между департаментом и предпринимателем, последнему предоставлено право за плату разместить нестационарный торговый объект по адресу: по адресу: город Тверь, ул. Маршала Василевского, остановочный пункт "поселок Сахарово" в направлении КСМ.
Подпунктом 6.3.4 данного договора предусмотрено право департамента отказаться в одностороннем порядке от договора в случае невнесения платы, предусмотренной договором, по истечении 30 календарных дней с даты оплаты, установленной в разделе 3 договора.
На основании пункта 6.4 договора он будет считаться расторгнутым с момента получения уведомлении об отказе от договора (исполнения договора)
Согласно пункту 3.1 договора размер ежемесячной платы оставляет 1 827 руб. 46 коп., которая на основании пункта 3.2 договора вносится ежемесячно не позднее 20 числа текущего месяца.
Дополнительным соглашением 1 размер ежемесячной платы изменен и установлен в сумме 1 879 руб. 54 коп.
Постановлением администрации от 17.09.2014 N 1127 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг на территории города Твери и внесения изменений в указанную схему (далее - Порядок разработки и утверждения схемы).
Согласно пункту 3.2 Порядка разработки и утверждения схемы Схема НТО разрабатывается на три года с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории муниципального образования "город Тверь" и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных Правительством Тверской области.
Из пункта 6.1 указанного Порядка следует, что внесение изменений в Схему НТО оформляется постановлением администрации.
В соответствии с постановлением администрации от 25.02.2019 N 166 "О внесении изменений в постановление Администрации города Твери от 03.05.2018 N 577 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери" в Схему НТО внесены изменения, в том числе исключен адрес размещения нестационарного торгового объекта: город Тверь, ул. Маршала Василевского, остановочный пункт "поселок Сахарово" в направлении КСМ (строка 50 исключена из указанной Схемы).
В силу Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе объекта по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, без проведения торгов, утвержденного постановлением администрации от 15.05.2015 N 672 (в редакции постановления от 25.01.2019 N 47), субъект предпринимательства, надлежаще исполняющий обязанности по договору, вправе претендовать на получение компенсационного места в случае прекращения действия заключенного с ним договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе объекта по оказанию услуг, в связи с планируемым исключением места размещения нестационарного торгового объекта из действующей Схемы НТО.
В подпункте "а" пункта 1.3 упомянутого Порядка указано, что компенсационное место для размещения объекта (компенсационное место) - место размещения нестационарного торгового объекта из числа мест в Схеме НТО, предоставляемое субъекту предпринимательства взамен места, ранее включенного в Схему НТО, срок действия которой истек, но не вошедшего в новую Схему НТО, либо предоставляемое взамен места НТО, планируемого к исключению из действующей Схемы НТО.
Согласно подпункту "б" пункта 1.3 названного Порядка надлежащим исполнением обязательств по договору признается отсутствие нарушения сроков оплаты по договору за период действия договора, а также отсутствие нарушений обязательств по договору, подтверждаемых документально (уведомления, акты, претензии и т. д.).
Поскольку по состоянию на 08.10.2019 по договору от 20.07.2018 N 50-кп за предпринимателем имелась задолженность в размере 13 260 руб. 59 коп., департамент, руководствуясь пунктами 6.3.4, 6.4 договора от 20.07.2018 N 50-кп, принял решение об отказе от договора, направил заявителю соответствующее уведомление от 14.10.2019 N 22/1481-и, которое 22.10.2019 получено заявителем. Таким образом, договор от 20.07.2018 N 50-кп расторгнут с 22.10.2019.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 января 2020 года по делу N А66-18005/2019 задолженность по договору от 20.07.2018 N 50-кп в размере 14 594 руб. 45 коп. за период с 20.07.2018 по 22.10.2019 взыскана с индивидуального предпринимателя Ильясова А.Г. в пользу департамента.
В связи с тем, что обязательства по договору не исполнялись, договор расторгнут, оснований для предоставления компенсационного места администрация обоснованно не усмотрела.
Суд первой инстанции при отклонении позиции заявителя пришел к выводу о том, что действие договора прекратилось не в силу закона в связи с изданием администрацией постановления от 25.02.2019 N 166, а по причине ненадлежащего исполнения им условий договора.
Доводы заявителя о том, что действие договора прекратилось в связи с вынесением администрацией постановления от 25.02.2019 N 166 судом первой инстанции отклонены, поскольку указанное постановление не регулирует отношения, связанные с прекращением ранее заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов по адресам, исключенным из Схемы НТО, и обязанность расторжения ранее заключенных договоров между департаментом и субъектами предпринимательства также не устанавливает.
В силу пункта 1 статьи 417 ГК РФ, если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Таким образом, статья 417 ГК РФ закрепляет в качестве основания прекращения обязательства невозможность его исполнения, наступившую в результате издания акта государственного или муниципального органа.
Вопреки доводам подателя жалобы, к рассматриваемым отношениям статья 417 ГК РФ применению не подлежит.
В данном случае администрацией заявлен отказ от исполнения договора на основании статей 450, 450.1 ГК РФ и пунктов 6.3.4, 6.4 договора от 20.07.2018 N 50-кп, с чем коллегия судей соглашается и отклоняет ссылки апеллянта на отсутствие нарушений условий договора и факт освобождения предпринимателя от внесения платежей по нему. Кроме того, наличие долга, возникшего за период с 22.07.2018 по 22.10.2019, то есть до внесения изменений в Схему НТО, подтверждено решением Арбитражного суда Тверской области от 22 января 2020 года по делу N А66-18005/2019.
Изложенные в жалобе доводы о ничтожности одностороннего отказа от исполнения договора коллегией судей не принимаются, поскольку право на такой отказ установлено как положениями ГК РФ, так и условиями договора.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил заявленные требования.
Ссылки апеллянта на противоречия суда по возможности изменения предмета иска коллегией судей отклоняются. При разрешении ходатайства предпринимателя об уточнении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из того, что согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, одновременное изменение предмета и основания иска равно как и заявление новых дополнительных требований статья 49 данного Кодекса не допускает.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику, изменение основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
В ходатайстве об уточнении требований предприниматель заявил новые требования об оспаривании одностороннего отказа от договора, а также об оспаривании постановления администрации от 25.02.2019 N 166, которые при подаче заявления в суд не предъявлялись.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2020 года по делу N А66-18764/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ильясова Анара Гаджи оглы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-18764/2019
Истец: ИП ИЛЬЯСОВ АНАР ГАДЖИ ОГЛЫ
Ответчик: Департамент Экономического развития администрации города Твери
Третье лицо: ООО "ЮККА"