03 декабря 2020 г. |
Дело N А56-53183/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 по делу N А56-53183/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2474 кв. м с кадастровым номером 78:15:0822403:4, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, д. 24, корп. 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сетевое предприятие "Росэнерго", (далее - Предприятие), федеральное государственное унитарное предприятие "Дирекция по инвестиционной деятельности" (далее - Дирекция), Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 19.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.07.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2011 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на нежилое одноэтажное здание ЦРП-3 1937 года ввода в эксплуатацию площадью 404,8 кв.м с кадастровым номером 78:15:0822403:2006 (предыдущий кадастровый номер 78:15:8224В:4:46), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, д. 24, корпус 2, лит. А. Указанное здание в 2012 году было передано на праве хозяйственного ведения Дирекции, сдавшей его в аренду открытому акционерному обществу "Морской порт Санкт-Петербурга" (далее - Порт) по договору от 18.06.2012 N 4/ДА/2012 (в 2017 году арендодателем данного имущества ввиду его изъятия из хозяйственного ведения Дирекции на основании распоряжения от 21.04.2017 N 139-р стало МТУ ФАУГИ (дополнительное соглашение от 10.10.2017), а арендатором - Предприятие (соглашение об уступке права (передаче договора) от 25.12.2017).
В качестве основания возникновения права собственности в выданном МТУ ФАУГИ свидетельстве о государственной регистрации указана выписка из реестра федерального имущества от 10.03.2011 N 2589/306, согласно которой указанный объект учтен в нем с 2008 года на основании плана приватизации Ленинградского морского торгового порта от 11.11.1992 с присвоением ему реестрового номера П12780001589.
Указанное здание расположено на земельном участке площадью 2474 кв. м с кадастровым номером 78:15:0822403:4, на который еще в ноябре 2000 года в соответствии с распоряжением Комитета по управлению городским имуществом (правопредшественника Комитета, далее - КУГИ) от 14.07.1998 N 1060-р "О порядке исполнения распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 31.12.1997 N 1357-р" было зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.03.2019 N 99/2019/251791450. Данный земельный участок передан в аренду Порту по договору от 20.10.2000 N 05/ЗД-01588 под размещение ЦРП-3 (с 2018 года арендатором участка стало Предприятие (соглашение от 14.10.2018 о передаче прав и обязанностей по договору).
МТУ ФАУГИ, полагая, что регистрация права собственности Санкт-Петербурга на спорный земельный участок под зданием, находящимся в федеральной собственности, является незаконной, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил иск со ссылкой на абзац второй пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как разъяснено в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 раздела IV постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в приложение 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно представленному в материалы дела приложению N 1 к плану приватизации государственного предприятия "Ленинградский морской торговый порт", преобразуемого в акционерное общество открытого типа (далее - АООТ), спорное здание ЦРП-3 наряду с трансформаторными подстанциями вошло в "Перечень объектов Ленморторгпорта, не подлежащих приватизации по состоянию на 01.07.1992" (раздел "Энергохозяйство", порядковый номер 6).
Изложенное подтверждается и составленным в 1997 году актом оценки стоимости неприватизированных зданий и сооружений по состоянию на июль 1992 года, являющимся приложением N 1а к акту оценки стоимости имущества предприятия.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2006, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
До вступления в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ вопросы разграничения государственной собственности на землю были урегулированы Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ, основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Согласно статье 4 Закона N 101-ФЗ Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;
фонда перераспределения земель;
земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодательно установленным критерием для разграничения государственной собственности на землю являлось и является нахождение на земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
До введения в действие Закона N 101-ФЗ вопросы разграничения государственной собственности на землю на законодательном уровне не были урегулированы. В такой ситуации Распоряжение Вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета по управлению городским имуществом от 14.07.1998 N 1060-р "О порядке исполнения распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 31.12.1997 N 1357-р" не может быть признано надлежащим основанием для возникновения права собственности Санкт-Петербурга на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Санкт-Петербурга не имеется законных оснований для сохранения права собственности на спорный земельный участок, исходя из принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.
Учитывая изложенное, исковые требования МТУ ФАУГИ удовлетворены правильно, обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 по делу N А56-53183/2019, оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.