г. Санкт-Петербург |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А56-53183/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Лебедева Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куренковой Е.М.,
при участии:
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Захарчука Е.В. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев 23.06.2020 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 по делу N А56-53183/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ ФАУГИ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2474 кв. м с кадастровым номером 78:15:0822403:4, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, д. 24, корп. 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сетевое предприятие "Росэнерго", адрес: 195176, Санкт-Петербург, ул. Панфилова, д. 16, лит. А, ОГРН 1087847012021, ИНН 7802456200 (далее - Предприятие), федеральное государственное унитарное предприятие "Дирекция по инвестиционной деятельности", 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 34, лит. А, ОГРН 1037851047431, ИНН 5032034971 (далее - Дирекция), и санкт-петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга", адрес тот же, что и у Комитета, ОГРН 1177847189190, ИНН 7840066803 (далее - Учреждение).
Решением от 19.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с названным решением, Комитет обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новый - об отказе в удовлетворении иска.
Как указывает податель жалобы, на спорный земельный участок 28.11.2000 право собственности Санкт-Петербурга зарегистрировано в соответствии с ранее действовавшим законодательством; суд первой инстанции не учел, что помимо спорного здания ЦРП-3, находящегося в федеральной собственности и сданного в аренду Предприятию, на указанном участке по данным РГИС имеются также еще два объекта, не прошедшие государственный кадастровый учет; кроме того, податель жалобы полагает, что МТУ ФАУГИ избран ненадлежащий способ защиты права, так как из представленных в материалы настоящего дела документов следует, что принадлежащее Российской Федерации здание ЦРП-3 расположено на закрытой территории Предприятия, что означает, что МТУ ФАУГИ как представитель названного собственника не владеет спорным участком; следовательно, МТУ ФАУГИ должно было обратиться с иском об истребовании данного участка из чужого незаконного владения, но никак не с иском о признании на него права собственности.
В судебном заседании представитель МТУ ФАУГИ не возражал против рассмотрения жалобы Комитета в отсутствие его представителя. Представители иных лиц, участвующих в настоящем деле, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного разбирательства, также не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2011 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на нежилое одноэтажное здание ЦРП-3 1937 года ввода в эксплуатацию площадью 404,8 кв. м с кадастровым номером 78:15:0822403:2006 (предыдущий кадастровый номер 78:15:8224В:4:46), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, д. 24, корпус 2, лит. А, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 20.03.2019 N 99/2019/251678433, которое в 2012 году было передано на праве хозяйственного ведения Дирекции, сдавшей его в аренду открытому акционерному обществу "Морской порт Санкт-Петербурга" (далее - Порт) по договору от 18.06.2012 N 4/ДА/2012 (в 2017 году арендодателем данного имущества ввиду его изъятия из хозяйственного ведения Дирекции на основании распоряжения от 21.04.2017 N 139-р стало МТУ ФАУГИ (дополнительное соглашение от 10.10.2017), а арендатором - Предприятие (соглашение об уступке права (передаче договора) от 25.12.2017)).
В качестве основания возникновения вещного права в выданном названному собственнику свидетельстве о государственной регистрации его права указана выписка из реестра федерального имущества от 10.03.2011 N 2589/306, согласно которой указанный объект учтен в нем с 2008 года на основании плана приватизации Ленинградского морского торгового порта от 11.11.1992 с присвоением ему реестрового номера П12780001589.
При этом спорное здание расположено на земельном участке площадью 2474 кв. м с кадастровым номером 78:15:0822403:4, на который еще в ноябре 2000 года в соответствии с распоряжением Комитета по управлению городским имуществом (правопредшественника подателя жалобы, далее - КУГИ) от 14.07.1998 N 1060-р "О порядке исполнения распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 31.12.1997 N 1357-р" было зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.03.2019 N 99/2019/251791450, и который с октября 2000 года сдается в аренду Порту по договору от 20.10.2000 N 05/ЗД-01588 под размещение ЦРП-3 (с 2018 года арендатором участка стало Предприятие (соглашение от 14.10.2018 о передаче прав и обязанностей по договору)).
МТУ ФАУГИ, полагая, что регистрация права собственности Санкт-Петербурга на спорный земельный участок под зданием, находящимся в федеральной собственности, является незаконной, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Возражая против заявленных требований, Комитет сослался на то, что регистрация права собственности Российской Федерации на здание состоялась позже регистрации права собственности Санкт-Петербурга на участок, на котором оно расположено, а значит, основания для удовлетворения требований МТУ ФАУГИ отсутствуют.
Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела, удовлетворил иск со ссылкой на абзац второй пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, полагает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют ввиду следующего.
Как следует из пункта 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 раздела IV постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в приложение 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно представленному в материалы дела приложению N 1 к плану приватизации государственного предприятия "Ленинградский морской торговый порт", преобразуемого в акционерное общество открытого типа (далее - АООТ), спорное здание ЦРП-3 наряду с трансформаторными подстанциями вошло в "Перечень объектов Ленморторгпорта, не подлежащих приватизации по состоянию на 01.07.1992" (раздел "Энергохозяйство", порядковый номер 6).
Изложенное подтверждается и составленным в 1997 году актом оценки стоимости неприватизированных зданий и сооружений по состоянию на июль 1992 года, являющимся приложением N 1а к акту оценки стоимости имущества предприятия.
Как указано в абзаце втором пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2006, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
При таком положении доводы Комитета о том, что право собственности Российской Федерации на здание ЦРП-3 возникло значительно позже права собственности Санкт-Петербурга на земельный участок под ним, а значит, оснований для применения абзаца второго пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ не имеется, обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как указанный объект недвижимости, не вошедший в перечень приватизируемого имущества Ленморторгпорта, в силу приведенных положений закона с 1992 года относился к федеральной собственности.
Кроме того, данное правовое регулирование вопросов разграничения права государственной собственности на землю исходит из принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, что исключает ситуацию отнесения участка к собственности того публично-правового образования, которое не является собственником расположенного на нем объекта.
С учетом изложенного у Санкт-Петербурга не имеется законных оснований для сохранения права собственности на спорный земельный участок.
Причин полагать, что Российская Федерация не владеет данным участком, поскольку он длительное время сдается Комитетом в аренду (сначала Порту, а с 2018 года Предприятию), а значит, МТУ ФАУГИ следовало обратиться с иском об истребовании данного имущества из незаконного владения Санкт-Петербурга, по мнению апелляционного суда, также не имеется, поскольку участок занят федеральным имуществом, а значит, не выбывал из владения истца.
При этом доводы жалобы о наличии на участке еще двух не поставленных на кадастровый учет объектов ничем не подтверждены, в связи с чем не могут быть приняты во внимание при рассмотрении жалобы Комитета.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 по делу N А56-53183/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53183/2019
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ООО "СЕТЕВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РОСЭНЕРГО", Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга", ФГУП "ДИРЕКЦИЯ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"