09 декабря 2020 г. |
Дело N А56-9305/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Савицкой И.Г.,
рассмотрев 09.12.2020 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АМ-4 СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2020 по делу N А56-9305/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АМ-4 СПб", адрес: 191024, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 6, лит. А, пом. 5Н, ОГРН 1127847608382, ИНН 7804496744 (далее - Общество, ООО "АМ-4 СПб"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по городу Санкт-Петербургу, адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 47, лит. А (далее - Инспекция), от 25.12.2019 N 01-53/614 о назначении административного наказания и представления от 25.12.2019 N 01-53/615.
Определением суда от 09.02.2020 на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к рассмотрению судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "АМ-4 СПб", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить или изменить принятые по делу судебные акты. В обоснование своих требований Общество указывает, что оно не является ни оператором лотерей, ни их организатором, денежные средства по выигрышам не выплачивает, а только лишь распространяет лотерейные билеты на основании договора от 26.02.2019 N АМ-4-01-19, заключенного с акционерным обществом "Технологическая Компания "Центр" (далее - Договор). Поскольку у ООО "АМ-4 СПб" отсутствовала возможность взаимодействовать с лицами, получившими выигрыши по реализованным лотерейным билетам, и контролировать их, то податель жалобы считает отказ судов в применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ) необоснованным. Кроме того, Общество ссылается на положения Федерального закона от 01.03.2020 N 46-ФЗ (далее - Закон N 46-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), исключающие распространителей лотерей из сферы контроля и действия названного Закона. В связи с указанным обстоятельством податель жалобы считает оспариваемое представление не подлежащим исполнению, что, по его мнению, является основанием для изменения обжалуемых судебных актов в указанной части.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Инспекция возражает против ее удовлетворения и просит решением 16.05.2020 и постановление от 24.07.2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как следует из материалов дела, Инспекцией по итогам рассмотрения информации, поступившей в Федеральную налоговую службу из Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), установлено нарушение Обществом требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, выразившееся в непредставлении ООО "АМ-4 СПб" в Росфинмониторинг в установленные сроки информации о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Инспекция посчитала, что ООО "АМ-4 СПб", осуществляя деятельность по распространению (реализации, учета) лотерейных билетов, допустило нарушение требований Закона N 115-ФЗ, а именно в период с 01.07.2019 по 31.09.2019 не представило информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
По факту выявленного нарушения Инспекция составила в отношении Общества протокол от 13.12.2019 N 314/32 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением от 25.12.2019 N 01-53/614 Инспекция признала ООО "АМ-4 СПб" виновным в совершении данного административного правонарушения и назначила ему наказание в виде предупреждения.
Кроме того, Инспекция 25.12.2019 вынесла представление N 01-53/615 о необходимости принятия Обществом мер по установлению и недопущению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, а именно не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением Инспекции, ООО "АМ-4 СПб" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, Закона N 115-ФЗ, Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения.
Довод Общества о необоснованном неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения и степень его общественной опасности, не усмотрели оснований для признания этого административного правонарушения малозначительным.
Оценка выводов судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления N 10).
Общество приводит довод о том, что Законом N 46-ФЗ внесены изменения в Закон N 115-ФЗ, исключающие распространителей лотерей из сферы контроля и действия названного Закона, что является основанием для признания оспариваемого представления не подлежащим исполнению.
Указанный довод был предметом оценки апелляционной инстанцией. Апелляционный суд на основании анализа условий Договора и деятельности Общества пришел к выводу, что ООО "АМ-4" является оператором по приему платежей, в связи с чем в силу положений статьи 5 Закона N 115-ФЗ относится к лицам, ответственным за соблюдение требований названного Закона. Сопоставив требования Закона N 115-ФЗ, которые подлежат исполнению оператором по приему платежей, с мероприятиями, отраженными в оспариваемом представлении, апелляционный суд аргументировано отклонил приводимый Обществом довод.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального права и (или) норм процессуального права применительно к части 3 статьи 288.2 АПК РФ, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2020 по делу N А56-9305/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АМ-4 СПб" - без удовлетворения.
Судья |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.