Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2020 г. N Ф07-13161/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
24 июля 2020 г. |
Дело N А56-9305/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14283/2020) общества с ограниченной ответственностью "АМ-4 СПБ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2020 по делу N А56-9305/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АМ-4 СПБ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления и предписания от 25.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АМ-4 СПб" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по городу Санкт-Петербургу (далее - МИФНС N 10, Инспекция) от 25.12.2019 N 01-53/614 о назначении административного наказания и представления от 25.12.2019 N 01-53/615.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 04.04.2020 в виде резолютивной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
16.05.2020 судом изготовлено мотивированное решение суда.
В апелляционной жалобе ООО "АМ-4 СПб" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что заявитель не является ни оператором лотерей, ни их организатором, никаких денежных средств по выигрышам заявитель не выплачивает и является лишь распространителем лотерейных билетов на основании договора от 26.02.2019 N АМ-4-01-19 на оказание услуг по распространению лотерей, заключенному с АО "Технологическая Компания "Центр", у которой имеется договор с оператором лотереи, с правом на заключение договоров на оказание услуг по распространению лотерей с третьими лицами. В Инспекцию Обществом были предоставлены документы по всем продажам лотерейных билетов за проверяемый период, из которых видно, что у Общества не имелось сделок по продаже лотерейных билетов на сумму 15 000 рублей и выше.
Податель жалобы указывает, что исходя из положений статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона N 46-ФЗ), Общество не является организацией, которая осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю. При таких обстоятельствах в действиях Общества отсутствуют событие и состав вмененного налоговой Инспекцией административного правонарушения по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инспекцией по итогам рассмотрения информации, поступившей в Федеральную налоговую службу из Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) письмом от 11.10.2019 N 04-03-04/22858-дсп, доведенной УФНС России по Санкт-Петербургу к исполнению письмом от 08.11.2019 N 04-11/12755дсп@, установлено нарушение Обществом требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), выразившееся в непредставлении в Росфинмониторинг в установленные сроки информации о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Общество на момент проверки состоит на учете в МИФНС N 10 по адресу места регистрации: 191025, Санкт-Петербург, ул. Маяковского д. 6, лит. А, пом. 5Н.
Инспекция посчитала, что Общество, занимаясь деятельностью по проведению лотерей, допустило нарушение требований Закона N 115-ФЗ, а именно, в период с 01.07.2019 по 31.09.2019 не представило информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В отношении Общества Инспекцией составлен протокол от 13.12.2019 N 314/32 о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
25.12.2019 Инспекция вынесла постановление N 01-53/614 об административном правонарушении, которым привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения, а также представления от 25.12.2019 N 01-53/615 о принятии мер по установлению и недопущению причин административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства признал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежньми средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц регулируются Федеральным законом N 115-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее- Федеральный закон N138-ФЗ) проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розьпрьпп призового фонда лотереи, экспертизу вьшгрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление вьшгрьппей участникам лотереи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ распространитель -это лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, вьщачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление вьшгрьппей участникам лотереи.
Организации, осуществляющие деятельность по распространению лотерейных билетов, а равно заключившие договор на распространение (реализацию, вьщачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, вьшлату, передачу или предоставление вьшгрьппей участникам лотереи, являются субъектами Федерального закона N 115-ФЗ и обязаны соблюдать все требования указанного Федерального закона.
Деятельность по распространению лотерейных билетов ООО "АМ-4 СПБ" (распространитель) осуществляет на основании договора на оказание услуг по распространению лотерей N АМ-4-01-19, заключенного 26.02.2019 с АО "Технологическая Компания "Центр" (заказчик) ИНН 7715918994.
Согласно пункту 2.1 договора распространитель за вознаграждение, указанное в Приложениях к договору, оказывает услуги заказчику по распространению лотерей, а также исполняет иные действия, связанные с исполнением настоящего договора.
В пункте 1.6 договора установлено, что распространение лотерей является осуществление Распространителем юридических и фактических действий по приему ставок от участников Лотереи, оформлению договоров на участие в Лотерее, а также перечисление денежных средств (выручки), полученных от распространения лотерей, Заказчику.
Также пунктом 3.1.21 договора установлено, что при оказании услуг по настоящему договору распространитель обязан исполнять требования, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Таким образом, на Общество распространяются все права и обязанности, установленные статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Одной из мер, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в силу статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ является организация и осуществление обязательного контроля.
Согласно подпунктам 4, 7 пункта 1 статьи 7 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иньо! имуществом, обязаны:
* документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем соверщения операции, предусмотренные законом сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами;
* не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209 (далее - Положение N209).
В силу пунктов 3, 4 Положения N 209 информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, представляется в Росфиимониторинг организациями и индивидуальными предпринимателями в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.
При этом, сведения направляются один раз в три месяца независимо от того выявлены ли среди клиентов организации и физические лица, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Согласно Информационному письму Росфинмониторипга от 13.05.2016 N 52 "О порядке представления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)" 000 "АМ-4СПБ" вправе устанавливать периодичность направления сведений о результатах проверки в Росфинмониторинг в правилах внутреннего контроля самостоятельно, но не реже чем 1 раз в 3 месяца.
ООО "АМ-4 СПБ" разработаны Правила внутреннего контроля от 14.01.2019 и утверждены Приказом ООО "АМ-4СПБ" от 14.01.2019 N 10 в целях исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ.
Данный факт говорит о согласии Общества с обязанностью предусмотренной пунктами 3, 4 Положения N 209.
Пунктом 14.25 Правил внутреннего контроля заявителем установлен порядок информирования уполномоченного органа о результатах проверки.
Информирование уполномоченного органа осуществляется Специальным должностным лицом в соответствии с Приказом ФСФМС от 22.04.2015 N 110 и Федеральным законом N 115-ФЗ от 07.08.2001 о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять указанную информацию в Росфинмониторинг независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.
Таким образом, заявитель, являясь распространителем лотерейных билетов по договору об оказании услуг, вне зависимости от наличия или отсутствия у него информация о выявленных или не выявленных в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись, обязан направить сведения один раз в три месяца в Росфинмониторинг.
Таким образом, заявитель не исполнил требования статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.
Неисполнение данной обязанности влечет ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП, которой установлена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
ООО "АМ-4 СПБ" занимаясь деятельностью по проведению лотерей, допустил нарушение требований Федерального закона N 115-ФЗ, а именно в период с 01.07.2019 по 31.09.2019 не представило информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
При изложенных обстоятельствах в деянии Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Инспекция правомерно вынесла постановление N 01-53/614 от 25.12.2019 о назначении административного наказания в виде предупреждения учитывая пункт 2 статьи 3.4, часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и допущенных Обществом нарушений, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Довод Общества о том что, сделки по продаже лотерейных билетов не подлежали обязательному контролю в силу пункта 1.1. статьи 7 Закона N 115-ФЗ, поскольку прием денежных средств не превысил 15 000 рублей подлежит отклонению.
В соответствии с пп. 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. 1.1,1.2,1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.
Деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляемая платежными агентами, регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях Закона N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком
Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
На основании части 1 статьи 4 Закона N 103-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивщих в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
В соответствии с условиями договора на оказание услуг по распространению лотерей N АМ-4-01-19, заключенного 26.02.2019 распространение лотерей это осуществление Распространителем юридических и фактических действий по приему лотерейных ставок от участников лотереи, оформлению договоров на участие в Лотерее, а также перечисление денежных средств, полученных от Распространения лотерей.
Вознаграждение - сумма денежных средств, подлежащая выплате заказчиком распространителю за оказание услуг.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент. - Под оператором по приему платежей - платежным агентом понимается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункт 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ).
Таким образом, Общество, принимая платежи в оплату лотерейных билетов, для последующей передачи выручки заказчику фактически является платежным агентом, что в частности подтверждается Постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 N 920.
Исходя из части 2 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 данной статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.
Перечень товаров (работ, услуг), определенный Постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 N 920, включает, в том числе услугу по приему платежей за лотерейные билеты, в оплату которой платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Таким образом, законом предусмотрен закрытый перечень оснований, при которых идентификация клиентов не проводится и прием платежей за лотерейные билеты этими основаниями не предусмотрен.
Учитывая изложенное, в силу пункта 1.4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 15.11.2010 N 920 при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета, в целях приема платежей за лотерейные билеты, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со статьей 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела. По этим же основаниям является законным и обоснованным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2020 по делу N А56-9305/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9305/2020
Истец: ООО "АМ-4 СПБ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: 13 ААС