15 декабря 2020 г. |
Дело N А05-13613/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
рассмотрев 15.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А05-13613/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Индустрия", адрес: 163013, Архангельская область, город Архангельск, улица Полярная, дом 48, корпус 1, ОГРН 1172901002064, ИНН 2901283005 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе, адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, ИНН 2901194203, ОГРН 1092901006725 (далее - Управление, ответчик), о взыскании 2 185 руб. 55 коп. долга за ноябрь 2018 года по содержанию и ремонту общедомового имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 95, а также 45 руб. 89 коп. неустойки за период с 23.07.2019 по 05.11.2019.
Определением суда первой инстанции от 13.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 09.12.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.06.2020, с Российской Федерации в лице Управления за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 2 185 руб. 55 коп. долга и 45 руб. 89 коп. неустойки.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, исключив формулировку "за счет казны Российской Федерации". Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы статей 242.2 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в пределах доводов кассационной жалобы.
В кассационной жалобе Министерство выражает несогласие с выводами судов в части взыскания задолженности за счет средств казны Российской Федерации.
Судами установлено и подателем жалобы не оспаривается, что спорное нежилое помещение является собственностью Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ.
Согласно пункту 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 5.3 Положения N 432 Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе выполняет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на него функций (пункты 4, 5.47 Положения N 432).
Суды взыскали с Российской Федерации в лице Управления за счет казны Российской Федерации в пользу Общества 2185 руб. 55 коп. задолженности за оказанные истцом услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 95, в котором находятся помещения, являющиеся собственностью Российской Федерации, а также 45 руб. 89 коп. неустойки.
Согласно понятию "государственная казна", данному в пункте 4 статьи 214 ГК РФ, в состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Вопреки доводам подателя жалобы статья 242.3 БК РФ не подлежит применению в рассматриваемом деле, поскольку регулирует иные правоотношения.
Пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (статья 242.2 БК РФ).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3-242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Таким образом, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом в резолютивной части судебного акта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Управление в настоящем деле выступало не от своего имени, а как представитель собственника недвижимого имущества (Российская Федерация), отвечающего за содержание имущества за счет своих средств, в данном случае за счет средств казны.
Доказательств, свидетельствующих о затруднительности либо невозможности исполнения судебного акта, Министерством не представлено.
Иных доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, податель жалобы не привел.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А05-13613/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.