16 декабря 2020 г. |
Дело N А56-102618/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Римши П.С. (доверенность от 03.11.2020), Шаровской Н.Н. (доверенность от 12.02.2020), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Хабаровой Е.А. (доверенность от 21.02.2020 N 1/2020-273), от общества с ограниченной ответственностью "Луга-Лес" Дуничевой А.А. (доверенность от 03.08.2020),
рассмотрев 09.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 по делу N А56-102618/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Луга-Лес", адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Советская ул., д. 5, пом. 15, ОГРН 1154710000532, ИНН 4710012230 (далее - ООО "Луга-Лес", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322 (далее - Департамент) и Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет) об оспаривании предписания Департамента от 06.08.2019 N 09-331П7ЛПО "Об отмене актов лесопатологических обследований", распоряжения Комитета от 07.08.2019 N 2379 "Об отмене актов лесопатологического обследования" и обязании Комитета устранить допущенные нарушения путем размещения актов лесопатологического обследования N 04-КС, 05-КС, 021-КС, 114-КМ, 021-179/БЛ, 027-179/БЛ на официальном сайте Комитета в сети "Интернет".
Решением суда от 11.02.2020 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2020 решение суда от 11.02.2020 отменено. Суд признал недействительными предписание Департамента N 09-331П7ЛПО "Об отмене актов лесопатологических обследований", распоряжение Комитета от 07.08.2019 N 2379 "Об отмене актов лесопатологического обследования" и обязал Комитет устранить допущенные нарушения путем размещения актов лесопатологического обследования N 04-КС, 05-КС, 021-КС, 114-КМ, 021-179/БЛ, 027-179/БЛ на официальном сайте Комитета в сети "Интернет". Кроме того, суд взыскал с Департамента и Комитета в пользу Общества по 3750 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы настаивает на отсутствии правовых оснований для признания обжалуемых ненормативных актов недействительными, указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, требованиям лесного и гражданского законодательства.
В судебном заседании представители Департамента и Комитета поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях, предоставленных в порядке статьи 51 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.06.2019 Общество представило в Комитет акты лесопатологического обследования, в том числе акты N 021-179-БЛ, 027-179-БЛ - по Балтийскому участковому лесничеству, N 114-КМ - по Комсомольскому участковому лесничеству, N 04-КС, 05-КС, 21-КС - по Красносокольскому участковому лесничеству Северо-Западного лесничества (далее - акты лесопатологического обследования, акты ЛПО).
Комитет 02.07.2019 утвердил представленные Обществом акты ЛПО, а также разместил их на своем официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с требованиями статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
По обращению некоммерческой организации "Совет Гринпис" от 22.07.2019 N 19/622 о необоснованном назначении сплошной санитарной рубки и несоответствие Лесному кодексу актов ЛПО, Департаментом в период с 30.07.2019 по 02.08.2019 в отношении Комитета проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 02.08.2019 N 89/331А и 06.08.2019 Комитету выдано предписание N 09-331П/ЛПО об отмене представленных Обществом актов ЛПО.
Выданное Департаментом предписание исполнено посредством издания 07.08.2019 распоряжение N 2379 об отмене представленных Обществом актов лесопатологического обследования; означенные акты удалены (сняты с размещения) с официального сайта Комитета.
Общество, считая предписание Департамента и распоряжение Комитета незаконными и нарушающими его права в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, констатировав, что Департаментом в ходе натурного обследования, проведенного в период с 30.07.2019 по 02.08.2019 лесничими Красносокольского, Комсомольского, Балтийского участкового лесничеств, составления ими ведомостей пересчета деревьев и акта проверки от 02.08.2019, установлена необоснованность назначенной сплошной санитарной рубки леса (и как следствие составленных актов ЛПО), отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Апелляционный суд, повторно рассматривая дело, не согласился с выводом суда первой инстанции. Суд счел, что проверка проведена Департаментом с нарушением положений Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденного Приказом Рослесхоза от 15.06.1993 N 155 (далее - Наставления по отводу и таксации). Удовлетворяя заявленные требования, суд принял во внимание выписки из реестров государственного лесопатологического мониторинга (ГЛПМ), проведенного федеральным бюджетным учреждением (ФБУ) "Рослесозащита" (информация, содержащаяся в которых относительно необходимости проведения сплошной санитарной рубки на спорных лесных участках, полностью соответствовала сведениям в актах ЛПО: указан код 511-ССР, соответствующий сплошной санитарной рубке), возражения Комитета на акт проверки от 02.08.2019 N 89/331А, а также подтверждение Департаментом того, что перечет деревьев на спорных земельных участках проводился путем ленточного перечета в соответствии с требованиями, установленными Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция 2018).
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене а дело направлению на новое рассмотрение в виду следующего.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.11.2016 N 1158 "Об утверждении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических исследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектом Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Постановление).
Согласно пункту 4 названного Постановления контроль за достоверностью сведений, указанных в акте обследования, осуществляется путем их документарной проверки. Основанием для признания сведений недостоверными в том числе, является несоответствие сведений таксационным характеристикам лесного участка (более чем на 20 %) при отсутствии обоснования причин несоответствия в акте обследования (подпункт б).
Кроме того, контроль за обоснованностью мероприятий осуществляется с использованием данных наземных и дистанционных наблюдений. В случае не возможности проверки обоснованности мероприятий путем сопоставления данных наземных и дистанционных наблюдений проводится выездная проверка (пункт 6).
В ходе выездной проверки проверяется фактическое санитарное и лесопатологическое состояние лесов, а также имеющаяся у уполномоченного органа документация по результатам проведения лесопатологического обследования. По результатам выездной проверки составляется акт проверки с указанием обоснованности (необоснованности) мероприятий (пункт 7).
В силу пункта 8 Постановления основаниями для признания необоснованными мероприятий являются недостоверность сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов (подпункт а).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела (на основании акта проверки от 02.08.2019 N 89/331А) Департаментом ставится под сомнение необходимость проведения на лесных участках, расположенных в Балтийском, Комсомольском и Красносокольском участковых лесничествах Северо-Западного лесничества сплошной санитарной вырубки, на чем настаивает Общество, предоставив акты лесопатологического обследования (N 021-179-БЛ, 027-179-БЛ - по Балтийскому участковому лесничеству, N 114-КМ - по Комсомольскому участковому лесничеству, N 04-КС, 05-КС, 21-КС - по Красносокольскому участковому лесничеству Северо-Западного лесничества).
В обоснование своей позиции Департамент ссылается на Лесоустроительную инструкцию от 29.03.2018 N 122 и соответствующий расчет, осуществленный посредством ленточного перечета деревьев, тогда как Общество - на Наставления по отводу и таксации и перечет круговыми площадками, отмеченными на абрисе участка.
Учитывая доводы участников спора, искомая правильность расчета (значимая для вывода о необходимости сплошной санитарной рубки леса), относится к предмету доказывания по делу, имеет важное процессуальное значение.
В соответствии с положениями статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1).
В соответствии с абзацем 4 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" суд кассационной инстанции вправе предложить суду первой инстанции рассмотреть вопрос о проведении экспертизы по делу, об истребовании доказательств, в том числе в случаях, когда соответствующие письменные ходатайства были приобщены судами к материалам дела, но оставлены без рассмотрения, а доводы об этом не приняты во внимание.
Назначение экспертизы обусловлено необходимостью совершения процессуального действия в целях полной и относительно скорой реализации принципа объективной истины.
Между тем, как следует из материалов дела, заявленное 25.06.2020 Обществом ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, суд отклонил.
Формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу. При этом суды первой и апелляционной инстанций вправе повторно (заново) оценивать доказательства и устанавливать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о правильности расчета связаны с доказательственной стороной спора. Исходя из того, что для принятия законного и обоснованного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства; дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из установленного, принять решение в соответствии с требованиями законодательства.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 по делу N А56-102618/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.