18 декабря 2020 г. |
Дело N А42-11878/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
рассмотрев 15.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 по делу N А42-11878/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис", адрес: 183034, город Мурманск, Домостроительная улица, дом 14, корпус 2, ОГРН 1125190016764, ИНН 5190013607 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области, адрес: 183038, город Мурманск, улица Карла Маркса, дом 18, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281 (далее - Инспекция), о признании недействительным предписания от 18.10.2019 N 900/57 в части нарушения в расчете платы за содержание жилого помещения. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 24.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 28.04.2015, номер лицензии 000102.
На основании распоряжения от 24.09.2019 N 1842 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности Общества в части соблюдения порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения по обращению жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Аскольдовцев д. 35.
В ходе проверки Инспекцией выявлено, что собственникам (потребителям) многоквартирного дома по указанному адресу, дополнительно к плате за содержание жилого помещения, начисленной в соответствии с конкурсной документацией, Общество начисляет плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что привело к увеличению размера платы за содержание жилого помещения с июля 2019 года.
Указанные обстоятельства Инспекция расценила как нарушение пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктов 55, 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)
По результатам проверки Инспекция составила акт от 18.10.2019 N 1844 и выдала Обществу предписание от 18.10.2019 N 900/57 об устранении выявленных нарушений.
Инспекция обязала Общество в срок до 29.11.2019 устранить нарушения в расчете платы за содержание жилого помещения с июля 2019 года, в том числе в части предъявления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества многоквартирного дома: расчет платы за содержание жилого помещения производить согласно результатам конкурса (исходя из размера 59,76 руб./кв. м в месяц); выполнить перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества многоквартирного дома, с июля 2019 года.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятый им судебный акт без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующего стандарта: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе - начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Как следует из материалов дела, деятельность по управлению многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Аскольдовцев д. 35, с 01.07.2019 Общество осуществляет на основании открытого конкурса, проведенного в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 75 в извещении о проведении конкурса помимо иных сведений, указывается следующее: характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; наименование работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемых (оказываемых) по договору управления многоквартирным домом; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества работ и услуг; перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как разъяснено в письме Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 при формировании в соответствии с Правилами N 75 размера платы за содержание жилого помещения необходимо учитывать включение в нее с 01.01.2017 платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 76 Правил N 75 участники конкурса предлагают установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за выполнение перечня работ и услуг, предусмотренного подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса, с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1 процента.
В силу пункта 83 Правил N 75 организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса передает победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора управления многоквартирным домом. При этом указываемая в договоре управления многоквартирным домом стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечень работ и услуг, предусмотренный подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, подлежит пересчету исходя из того, что общая стоимость работ и услуг должна быть равна плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой определен по итогам конкурса, в случаях признания участника конкурса победителем в соответствии с пунктами 76 и 78 настоящих Правил.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в извещении о проведении торгов N 150519/25700896/03 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составил 59,76 руб. за 1 кв. метр.
Судами также установлено, что в приложении N 3 конкурсной документации заказчиком был указан подробный перечень спорных работ и услуг (включая влажное подметание маршей и лестничных площадок), общая стоимость которых определена 59,76 руб. на 1 кв. м площади. Приложение N 4 к договору управления содержит такой же перечень работ и услуг, что и конкурсная документация, с ежемесячной платой 59,76 руб. за 1 кв. м.
При этом из конкурсной документации не следует, что управляющая организация вправе устанавливать какой-либо дополнительный перечень предоставляемых услуг, который рассчитывается сверх платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судами двух инстанций установлен факт выставления Обществом собственникам спорного многоквартирного дома за содержание жилых помещений платы в большем размере, чем указано в конкурсной документации и договоре управления - дополнительно начисляется плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Суды указали, что поскольку в силу пункта 4.1 договора управления размер платы за содержание жилого помещения (включающий в себя конкретный перечень услуг и работ) установлен фиксированной суммой в приложении N 4 к договору, Общество не вправе начислять собственникам жилых помещений дома дополнительные платежи, стоимость которых уже учтена в тарифе, определенном на основании конкурсной документации.
Приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества дома является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома; а управляющая организация, участвуя в конкурсе в качестве профессиональной организации в данной сфере деятельности, не могла не осознавать весь перечень работ и услуг, который она должна будет исполнять за плату, установленную по результатам конкурса. Приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Эти выводы (с учетом содержания Приложений N 4 к договору, его условий) согласуются с требованиями части 4 статьи 161 ЖК РФ, пункта 38, подпункта 4 пункта 41, пунктов 76, 78 Правил N 75.
Суды в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о наличии у Инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 по делу N А42-11878/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.