Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2020 г. N Ф07-12643/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А42-11878/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14769/2020) общества с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2020 по делу N А42-11878/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис" (далее -заявитель. Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - ГЖИ, Инспекция) о признании недействительным предписания от 18.10.2019 N 900/57 в части нарушения в расчете платы за содержание жилого помещения отказать.
Решением от 24.03.2020 Арбитражный суд Мурманской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт. В качестве доводов апелляционной жалобы Общество указывает, что в платежном документе на внесение платы за содержание жилого помещения размер платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, должен быть указан отдельными строками, по каждому виду ресурса. При этом расходы на коммунальные ресурсы в части ОДН будут учитываться в составе платы за жилое помещение в размере нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и не должны их превышать, если другое не предусмотрено общим собранием собственников.
Также податель жалобы считает, что конкурс в отношении отбора управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу г.Мурманск, ул. Аскольдовцев д.35 проводился с целью выбора управляющей организации для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 35 по улице Аскольдовцев г.Мурманска.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.09.2019 N 1842 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО "Мурманжилсервис" в части соблюдения порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения по обращению жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Аскольдовцев д. 35.
В ходе проверки ГЖИ выявлено, что собственникам (потребителям) многоквартирного дома N 35 по ул. Аскольдовцев в г. Мурманске дополнительно к плате за содержание жилого помещения, начисленной в соответствии с конкурсной документацией. Общество начисляет плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что привело к увеличению размера платы за содержание жилого помещения с июля 2019 года.
Придя к выводу, что управляющей компанией допущены нарушения, в том числе пункта 34 Правил N 491, пунктов 55, 71 Правил N 75, части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Инспекция отразила их в акте проверки N 1844 от 18.10.2019 и выдала предписание N 900/57 от 18.10.2019.
В целях устранения нарушений ГЖИ обязало заявителя в срок до 29.11.2019 устранить нарушения в расчете платы за содержание жилого помещения с июля 2019 года, в том числе в части предъявления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества многоквартирного дома: расчет платы за содержание жилого помещения производить согласно результатам конкурса (исходя из размера 59,76 руб./кв.м в месяц); выполнить перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества многоквартирного дома, с июля 2019 года.
Не согласившись с вынесенным предписанием, в части нарушения в расчете платы за содержание жилого помещения с июля 2019 года, в части предъявления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества многоквартирного дома, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующего стандарта: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе - начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правил N 75).
Согласно пункту 76 Правил N 75 участники конкурса предлагают установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за выполнение перечня работ и услуг, предусмотренного подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса, с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1 процента (далее -предложение).
Организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса передает победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора управления многоквартирным домом.
При этом указываемая в договоре управления многоквартирным домом стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечень работ и услуг, предусмотренный подпунктом 4 пункта 41 настоящих Правил, подлежит пересчету исходя из того, что общая стоимость работ и услуг должна быть равна плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой определен по итогам конкурса, в случаях признания участника конкурса победителем в соответствии с пунктами 76 и 78 настоящих Правил (пункт 83 Правил N 75).
В извещении о проведении торгов N 150519/25700896/03 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составил 59,76 руб. за 1 кв. метр.
В приложении N 3 конкурсной документации заказчиком был указан подробный перечень спорных работ и услуг (включая влажное подметание маршей и лестничных площадок), общая стоимость которых определена 59,76 руб. на 1 кв.м площади.
Приложение N 4 к договору управления содержит такой же перечень работ и услуг, что и конкурсная документация, с ежемесячной платой 59,76 руб. за 1 кв.м.
ООО "Мурманжилсервис" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 28.04.2015, номер лицензии 000102.
Размер платы за содержание жилого помещения установлен по результатам проведенного конкурса в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ определена цена договора управления многоквартирным домом, как плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
С 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ).
Пунктом 4.1 договора управления МКД N 35 определено, что цена договора определяется суммой годовой платы согласно перечню работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД N 35, приведенной в приложении N 4 к договору управления МКД N 35 и платы за коммунальные услуги, которые обязан оплатить собственник помещения управляющей организации в период действия договора управления.
Согласно пункту 4.5 договора управления плата за жилое помещение и коммунальные услуги по данному договору для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД); плату за коммунальные услуги.
Как видно из Приложения N 4 (перечень обязательных работ и услуг), выполнение работ по содержанию общего имущества невозможно без использования коммунальных ресурсов.
Так, в соответствии с приложением N 4 к договору МКД N 35 в качестве обязательных работ и услуг установлены, кроме прочего, следующие:
- влажное подметание лестничных маршей и лестничных площадок;
* мытье полов лестничных маршей, лестничных площадок и мест общего пользования до третьего этажа;
* мытье полов лестничных маршей, лестничных площадок и мест общего пользования выше третьего этажа;
- мытье окон;
- влажная протирка элементов лестничных площадок (дверей, стен, перил, отопительных приборов, плафонов, указателей);
- ремонт, регулировка, промывка, испытание систем центрального отопления;
- осмотр оборудования общего пользования в подвальных и чердачных помещениях (водопровод, канализация и горячее водоснабжение, отопление);
* осмотр электросетей, арматуры и электрооборудования;
* замена светильников;
* и пр.
Следовательно, для мытья полов, промывки системы отопления и пр. необходима холодная, горяча вода и водоотведение, для проведения осмотров подвальных помещений, подъезда, обеспечения освещенности в помещениях общего пользования, работы диспетчерской связи в лифте необходима электрическая энергия.
Из конкурсной документации не следует, что управляющая организация вправе устанавливать какой-либо дополнительный перечень предоставляемых услуг, который рассчитывается сверх платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Заявитель, являясь специализированной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующей лицензии заявляясь на конкурс, не могло не осознавать весь перечень работ и услуг, который оно должно будет исполнять за плату, установленную, но результатам конкурса. Приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Более того, заявитель, посчитав, что плата за жилое помещение, определенная по конкурсу, не является окончательной и к ней можно добавить иные виды расходов, связанных с содержанием общего имущества, заведомо получает преимущество относительно других участников конкурса и по результатам открытого конкурса, ставит в неравное положение участников рынка управления многоквартирными домами.
При проведении проверки Инспекцией выявлено, что ООО "Мурманжилсервис" потребителям многоквартирного дома N 35 по ул. Аскольдовцев начисляет не только плату за содержание жилого помещения в соответствии с конкурсной документацией и договором управления, но и дополнительно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с конкурсной документацией и заключенным договором управления многоквартирным домом.
Превышение установленного размера привело к увеличению платы за содержание жилого помещения ежемесячно (таблица с расчетом превышения размера платы приведена в акте проверки от 18.11.2019 N 1844).
Таким образом, действия заявителя по одностороннему изменению размера платы за содержание жилого помещения привели к увеличению вышеуказанной платы, что является нарушением пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 3, 9.1 статьи 156, пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, пп.. "л" пунктов 11, 29, пункта 34 Правил N 491, пунктов 55, 71 Правил N 75.
Кроме того, при анализе представленных потребителями платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома установлено, что расчет платы по жилым помещения N 208 и N 408 выполнен с учетом площади помещений, не соответствующей площади помещений, указанной в конкурсной документации, что также привело к увеличению размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно конкурсной документации общая площадь жилого помещения N 208 составляет 20,80 м2, однако начисление платы за содержание жилого помещения производится исходя из площади 32,50 м2.
Также, согласно конкурсной документации и представленной копии свидетельства о государственной регистрации права общая площадь лсилого помещения N 408 составляет 21,20 м2, однако начисление платы за содержание жилого помещения производится исходя из площади 24,70 м2.
Таким образом, на Общество предписанием от 18.10.2019 N 900/57 в оспариваемой части возложена обязанность по устранению тех нарушений требований законодательства, соблюдение которых обязательно для неё в силу закона.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2020 по делу N А42-11878/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-11878/2019
Истец: ООО "Мурманжилсервис"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12643/20
18.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14769/20
21.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14769/20
24.03.2020 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-11878/19