21 декабря 2020 г. |
Дело N А44-775/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 21.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу N А44-775/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Новгородской области, адрес: 173001, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 6/11, кааб. 40, (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мадирахимову Анваржону Кимсановичу (далее - Глава КФХ), о взыскании в доход областного бюджета 4 623 008 руб. 44 коп., предоставленных средств гранта по соглашению от 31.08.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Новгородской области, адрес: 173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д.10 (далее - Казначейство).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 02.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, средства гранта не были использованы ответчиком в полном объеме и в сроки, установленные соглашением от 31.08.2017 и были возвращены им в областной бюджет на основании платежного поручения от 15.01.2020 N 1. Таким образом, на момент обращения Министерства в суд ответчиком уже были нарушены обязательства, в связи с чем Министерство воспользовалось своим правом и обязанностью обратиться в суд о возврате средств гранта. Податель жалобы указывает, что судами сделаны необоснованные выводы о добросовестности ответчика, в том числе, в связи с тем, что он длительное время не имел возможности использования остатков средств гранта в связи с предыдущим обращением Министерства в суд с исковым заявлением о возврате средств гранта и возбуждением в отношении ответчика уголовного дела. Также судами не учтен тот факт, что возможность изменения плана расходов может быть осуществлена Министерством только с согласия конкурсной комиссии по отбору малых форм хозяйствования для представления грантовой поддержки. В связи с чем, последним днем использования средств гранта являлось 21.10.2020 и имел место факт неиспользования средств гранта в связи со злоупотреблением правом со стороны ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу Глава КФХ просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании проведенного конкурса по отбору малых форм хозяйствования для предоставления грантовой поддержки Глава КФХ признан победителем, ему выделена субсидия в размере 4 937 500 руб. согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 22.08.2017 N 2.
Министерство (ранее - Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области, правопредшественник, далее - Департамент) и Глава КФХ (грантополучатель) заключили соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм от 31.08.2017.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 соглашения от 31.08.2017 Департамент предоставляет грантополучателю денежные средства в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы путем перечисления на его лицевой счет в управлении, а грантополучатель принимает указанные денежные средства, использует их в соответствии с мероприятиями бизнес-плана по развитию семейной животноводческой фермы и плана расходов, включающего наименование приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количество, цены, источники финансирования (средства гранта, собственные, заемные средства). План расходов прилагается к соглашению и является его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.2 соглашения размер гранта составляет 4 937 500 руб.
В силу пунктов 3.1.4, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6 соглашения от 31.08.2017 Департамент в пределах своих функций и полномочий принял на себя обязательство осуществлять контроль за соблюдением грантополучателем порядка, целей и условий предоставления гранта путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных грантополучателем по запросу Департамента, осмотра имущества, закупаемого за счет гранта. Департамент вправе обращаться в судебные органы с требованиями о возврате средств гранта в судебном порядке в случае выявления фактов нецелевого использования средств гранта грантополучателем, а также фактов нарушения грантополучателем условий предоставления гранта.
В соответствии с пунктами 3.3.3, 3.3.8, 3.3.9 соглашения от 31.08.2017 грантополучатель принял на себя обязательства: использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10%; использовать средства гранта в соответствии с бизнес-планом на одно или несколько направлений: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкцию или модернизацию семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейной животноводческой фермы и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также монтаж; приобретение сельскохозяйственных животных.
Из материалов дела следует, что денежные средства по соглашению перечислены платежными поручениями от 18.10.2017 N 876203, 876204, от 19.10.2017 N 881931 и N 881932.
В результате проверки целевого использования полученных денежных средств и соблюдения условий соглашения, Министерство установило нарушения использования гранта: не соблюдено процентное соотношение расходов; размещение в сети интернет объявление о продаже фермы; участник другого юридического лица; в нарушение плана расходов приобретение для откорма не племенных животных; часть денежных средств в размере 314 492 руб. 56 коп. не использована, находится на лицевом счете грантополучателя.
Из материалов дела следует, что постановлением старшего следователя СЧ по РОПД СУ УМВД России по Новгородской области от 27.09.2019 в отношении Главы КФХ возбуждено уголовное дело N 11901490040000319 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Мадирахимов А.К. обвиняется в том, что в период с 02.08.2017 по 19.10.2017 путем обмана и злоупотребления доверием незаконно получил денежные средства в размере 4 937 500 руб., выделяемые в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм, которыми в дальнейшем распорядился по своему усмотрению, тем самым похитил, причинив своими действиями бюджету Российской Федерации материальный ущерб в особо крупном размере.
Судами установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Серебрянка" (продавец, далее - Общество) и Глава КФХ (покупатель) заключили договор купли-продажи от 09.10.2019 крупного рогатого скота (бычков) на 533 000 руб. Общество выставило счет-фактуру от 11.10.2019 N 17 на оплату приобретаемых животных на 533 000 руб.
Глава КФХ обратился в Министерство с заявлением от 18.10.2019 о согласовании изменения плана расходов в связи с повышением цены на КРС.
Министерство 28.10.2019 сообщило Главе КФХ о том, что конкурсной комиссией по отбору малых форм хозяйствования области для предоставления грантовой поддержки от 21.10.2019 принято решение об отказе в рассмотрении его заявления ввиду истечения срока, установленного для использования средств гранта.
Кроме того, Министерство 13.11.2019 направило Главе КФХ уведомление о возврате средств гранта в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления.
Глава КФХ возвратил в областной бюджет 314 491 руб. 56 коп. неиспользованных средств гранта платежным поручением от 15.01.2020 N 1.
Указанные обстоятельства (нарушение Главой КФХ условий предоставления гранта, а именно на неиспользование средства гранта в полном объеме в установленные соглашением от 31.08.2017 сроки) послужили основанием для обращения Министерства в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные Министерством требования, посчитал их необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно условиям, предусмотренным Порядками предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам области грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлениями Правительства Новгородской области N 167 и 171 (далее - Порядок N 167, N 171), действовавшими в спорный период, победителям конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств области предоставляются гранты на развитие семейных животноводческих ферм за счет средств областного бюджета в соответствии с государственной программой Новгородской области "Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 17.10.2013 N 271, и субсидий из федерального бюджета областному бюджету в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенными в приложении 9 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 в редакции, действующей на дату заключения соглашения.
Грант предоставляется Министерством на основании соглашения, заключенного с победителем конкурса (пункты 6, 8 Порядка N 171).
Пунктами 9 - 10 Порядка N 171, пунктом 28 Порядка N 167 предусмотрено, что победитель конкурса обязан использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы. В период использования средств гранта план расходов может быть изменен. Изменение плана расходов в пределах размера предоставленного гранта подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
В силу пункта 32 Порядка N 167 Министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов победителями конкурса в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае установления по итогам проверок, проведенных министерством и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения порядка, целей и условий предоставления гранта соответствующие средства подлежат возврату в областной бюджет, в том числе на основании требования министерства не позднее пятого рабочего дня со дня получения его победителем конкурса.
Требование о возврате гранта в областной бюджет в письменной форме направляется министерством победителю конкурса в течение 5 рабочих дней со дня выявления нарушения министерством.
В случае выявления использования средств гранта на цели, не предусмотренные планом расходов, при отсутствии фактов нецелевого использования средств гранта возврату в областной бюджет подлежит только та часть средств гранта, которая не использована в соответствии с планом расходов.
Аналогичные положения указаны сторонами в пунктах 3.3.8, 3.4.2, 3.3.12 соглашения от 31.08.2017.
Вместе с тем, судами установлено, что решением Арбитражного суда Новгородской области от 30.07.2019 по делу N А44-485/2019, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции от 02.10.2019 и кассационной инстанции от 25.12.2019, в удовлетворении иска Министерства к Главе КФХ о возврате средств гранта в размере 4 623 008 руб. отказано.
Согласно судебным актам по делу N А44-485/2019, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела на основании части 2 статьи 69 АПК РФ, при рассмотрении дела N А44-485/2019 судами не установлено фактов нецелевого, несвоевременного или неэффективного использования Главой КФХ полученных денежных средств, в связи с этим сделан вывод об отсутствии нарушений в части целевого расходования средств гранта. Судом также принято во внимание, что Глава КФХ в установленном законом порядке внес изменения в план расходов в части необходимости приобретения на откорм животных, не являющихся племенными, Министерство и Глава КФХ заключили дополнительное соглашение от 27.06.2019, в соответствии с которым предусмотрено приобретение бычков, статус которых не определен, как племенных.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что неиспользование ответчиком и возвращение им в областной бюджет по требованию Министерства 314 491 руб. 56 коп. (платежное поручение от 15.01.2020 N 1), не свидетельствует о недобросовестном поведении Главы КФХ при исполнении условий соглашения от 31.08.2017.
Суды, оценив имеющиеся в материалах дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, и принимая во внимание положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обоснованно указали, что материалами дела подтверждается факт того, что Глава КФХ длительное время не мог использовать оставшиеся средства гранта в связи с предъявлением Министерством к нему иска о возврате средств субсидии в полном объеме в рамках ранее рассмотренного дела, в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, связанного с получением гранта, поэтому действовал с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при наличии судебного спора, в том числе и в отношении оставшейся суммы гранта, а также уголовного преследования, что говорит о том, что последующие действия ответчика не свидетельствуют о злоупотреблении им прав.
Судами на основании материалов дела установлено, что после вступления в законную силу решения суда от 30.07.2019 по делу N А44-485/2019 (постановление суда апелляционной инстанции изготовлено в полном объеме 02.10.2019), Глава КФХ заключил договор купли-продажи крупного рогатого скота с Обществом от 09.10.2019 и 18.10.2019, подал заявление в Министерство об изменении плана расходов, которое не было рассмотрено Министерством по существу в связи с истечением срока предоставления гранта.
При этом довод Министерства о том, что на момент рассмотрения конкурсной комиссией заявления Главы КФХ (протокол от 21.10.2019 N 10) срок действия гранта истек, был исследован судами при рассмотрении дела и правомерно отклонен с указанием на то, что с учетом перечисления средств гранта в адрес Главы КФХ платежными поручениями от 18.10.2017 и 19.10.2017, установленный пунктом 3.3.8 соглашения срок (24 месяца) начал течь с 20.10.2017 и, с учетом выходных дней, днем окончания срока действия гранта является 21.10.2019.
Как обоснованно отметили суды, в данном случае Глава КФХ не мог использовать имеющиеся на его счете средства гранта для оплаты товара (бычков) по договору с Обществом до рассмотрения его заявления конкурсной комиссией по существу.
Судами также установлено, что согласно информации администрации Чудовского муниципального района Глава КФХ осуществляет деятельность вблизи деревни Карловка Успенского сельского поселения с 2016 года. В настоящее время функционирует ферма производственной мощностью 250 голов овец, ангар площадью 250 кв. м, магазин площадью 35 кв. м, цех по переработке продукции животноводства площадью 140 кв. м, бытовые и хозяйственные постройки площадью 200 кв. м (для проживания наемных рабочих). Проведены работы по электрификации всех построенных зданий, установлена трансформаторная подстанция, водоснабжение осуществляется со скважины насосной станции. Глава КФХ имеет в собственности земельный участок, площадью 235 019 кв. м, кадастровым номером 53:20:0406401:130, арендует у администрации Чудовского района земельный участок, площадью 640 000 кв. м, кадастровым номером 53:20:0406401:16 (категория земель - земли сельхозназначения, разрешенное использование - сенокошение), занимается выращиванием овощей закрытого грунта в сезонных теплицах на площади 0,6 га. На сегодняшний день в наличии имеется 220 голов овец и 20 голов коз; за 2019 год произведено 15,9 тонн мяса (живой вес), за 1 полугодие 2020 года - 13,7 тонны мяса (живой вес). В 2020 году яровой сев выполнен на площади 48 га.
Поскольку основной целью предоставления грантов является создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, поддержка семейных ферм на территории Новгородской области, повышение их финансовой устойчивости, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае цель предоставления гранта достигнута.
С учетом того, что взыскиваемая сумма гранта в размере 4 623 008 руб. 44 коп. израсходована Главой КФХ по утвержденному плану расходов на создание и развитие семейного (фермерского) хозяйства, а денежные средства в размере 314 491 руб. 56 коп. возвращены Главой КФХ по требованию Министерства, суды пришли к выводу о том, что в действиях Главы КФХ существенных нарушений, которые могли бы явиться основанием для возврата в областной бюджет средств полученного гранта полностью, не установлено.
Оснований не согласится с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы Министерства повторяют его позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу N А44-775/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.