г. Вологда |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А44-775/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 сентября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 июля 2020 года по делу N А44-775/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Новгородской области (место нахождения: 173001, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 6/11, кабинет 40; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к главе крестьянского фермерского хозяйства Мадирахимову Анваржону Кимсановичу, (место нахождения: 174202, Новгородская область, Чудовский район; далее - Глава КФХ) о взыскании в доход областного бюджета 4 623 008 руб. 44 коп., предоставленных по соглашению от 31.08.2017 средств гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Новгородской области (адрес: 173015, Великий Новгород, улица Нехинская, дом 10; ИНН 5321036946, ОГРН 1025300783991).
Решением суда от 02.07.2020 в иске отказано.
Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Глава КФХ не выполнил пункт 6.20 Порядка проведения конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств области для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 17.05.2017 N 167 (далее - Порядок N 167), пункт 3.3.8 соглашения. Средства гранта не использованы в полном объеме, срок использования средств гранта истек, часть средств гранта возвращена в областной бюджет. Соглашением и Порядком N 167 не предусмотрена возможность самостоятельного возврата части средств граната, что также подтверждает нарушение взятых на себя ответчиком обязательств. Согласно статьям 309, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации пункта (далее - ГК РФ), пункту 12 Порядка предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам области грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 22.05.2017 N 171 (утратил силу в связи с изданием постановления правительства Новгородской области от 11.06.2019 N 210, далее - Порядок N 171) возбуждение в отношении Главы КФХ уголовного дела не может приниматься в обоснование невозможности использования ответчиком средств гранта в соответствии с взятыми на себя обязательствами.
Глава КФХ в отзыве на жалобу возразил против изложенных в ней доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании проведенного конкурса по отбору малых форм хозяйствования для предоставления грантовой поддержки Глава КФХ признан победителем, ему выделена субсидия в размере 4 937 500 руб. согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 22.08.2017 N 2.
Министерство (ранее - Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области, правопредшественник) и Глава КФХ (грантополучатель) заключили соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм от 31.08.2017.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.5 соглашения Департамент предоставляет грантополучателю денежные средства в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы путем перечисления на его лицевой счет в управлении, а грантополучатель принимает указанные денежные средства, использует их в соответствии с мероприятиями бизнес-плана по развитию семейной животноводческой фермы и плана расходов, включающего наименование приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количество, цены, источники финансирования (средства гранта, собственные, заемные средства). План расходов прилагается к соглашению и является его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.2 соглашения размер гранта составляет 4 937 500 руб.
В силу пунктов 3.1.4, 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6 соглашения Департамент в пределах своих функций и полномочий принял на себя обязательство осуществлять контроль за соблюдением грантополучателем порядка, целей и условий предоставления гранта путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных грантополучателем по запросу Департамента, осмотра имущества, закупаемого за счет гранта. Департамент вправе обращаться в судебные органы с требованиями о возврате средств гранта в судебном порядке в случае выявления фактов нецелевого использования средств гранта грантополучателем, а также фактов нарушения грантополучателем условий предоставления гранта.
В соответствии с пунктами 3.3.3, 3.3.8, 3.3.9 соглашения грантополучатель принял на себя обязательства: использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; оплачивать не менее 40 % стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 %; использовать средства гранта в соответствии с бизнес-планом на одно или несколько направлений: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкцию или модернизацию семейной животноводческой фермы; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейной животноводческой фермы и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также монтаж; приобретение сельскохозяйственных животных.
Денежные средства по соглашению перечислены платежными поручениями от 18.10.2017 N 876203, 876204, от 19.10.2017 N 881931, 881932.
В результате проверки целевого использования полученных денежных средств и соблюдения условий соглашения Министерство установило нарушения использования гранта: не соблюдено процентное соотношение расходов; разместил в сети интернет объявление о продаже фермы, является участником другого юридического лица; в нарушение плана расходов приобрел для откорма не племенных животных; часть денежных средств в размере 314 492 руб. 56 коп. не использована, находится на его лицевом счете.
Ссылаясь на указанные нарушения, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 4 623 008 руб. 44 коп. в возврат субсидии.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 30.07.2019 по делу N А44-485/2019, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции от 02.10.2019 и кассационной инстанции от 25.12.2019, в удовлетворении иска Министерства о возврате средств гранта отказано.
В рамках настоящего иска истец ссылается на следующие обстоятельства.
Постановлением старшего следователя СЧ по РОПД СУ УМВД России по Новгородской области от 27.09.2019 в отношении Главы КФХ возбуждено уголовное дело N 11901490040000319 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Мадирахимов А.К. обвиняется в том, что в период с 02.08.2017 по 19.10.2017 путем обмана и злоупотребления доверием незаконно получил денежные средства в размере 4 937 500 руб., выделяемые в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм, которыми в дальнейшем распорядился по своему усмотрению, тем самым похитил, причинив своими действиями бюджету Российской Федерации материальный ущерб в особо крупном размере.
Общество с ограниченной ответственностью "Серебрянка" (продавец, далее - Общество) и Глава КФХ (покупатель) 09.10.2019 заключили договор купли-продажи крупного рогатого скота (бычков) на 533 000 руб.
Общество выставило счет-фактуру от 11.10.2019 N 17 на оплату приобретаемых животных на 533 000 руб.
Глава КФХ 18.10.2019 обратился в Министерство с заявлением о согласовании изменения плана расходов в связи с повышением цены на КРС.
Министерство 28.10.2019 сообщило Главе КФХ о том, что конкурсной комиссией по отбору малых форм хозяйствования области для предоставления грантовой поддержки от 21.10.2019 принято решение об отказе в рассмотрении его заявления ввиду истечения срока, установленного для использования средств гранта.
Министерство 13.11.2019 направило Главе КФХ уведомление о возврате средств гранта в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления.
Глава КФХ возвратил в областной бюджет 314 491 руб. 56 коп. неиспользованных средств гранта платежным поручением от 15.01.2020 N 1.
Ссылаясь на нарушение Главой КФХ условий предоставления гранта, а именно на неиспользование средства гранта в полном объеме в установленные соглашением от 31.08.2017 сроки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно условиям, предусмотренным Порядками N 167, 171, победителям конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств области предоставляются гранты на развитие семейных животноводческих ферм за счет средств областного бюджета в соответствии с государственной программой Новгородской области "Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением правительства Новгородской области от 17.10.2013 N 271, и субсидий из федерального бюджета областному бюджету в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенными в приложении 9 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 в редакции, действующей на дату заключения соглашения.
Грант предоставляется Министерством на основании соглашения, заключенного с победителем конкурса (пункты 6,8 Порядка N 171).
Пунктами 9-10 Порядка N 171, пунктом 28 Порядка N 167 предусмотрено, что победитель конкурса обязан использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы. В период использования средств гранта план расходов может быть изменен. Изменение плана расходов в пределах размера предоставленного гранта подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
В силу пункта 32 Порядка N 167 Министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов победителями конкурса в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае установления по итогам проверок, проведенных министерством и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения порядка, целей и условий предоставления гранта соответствующие средства подлежат возврату в областной бюджет, в том числе на основании требования министерства не позднее пятого рабочего дня со дня получения его победителем конкурса.
Требование о возврате гранта в областной бюджет в письменной форме направляется министерством победителю конкурса в течение 5 рабочих дней со дня выявления нарушения министерством.
В случае выявления использования средств гранта на цели, не предусмотренные планом расходов, при отсутствии фактов нецелевого использования средств гранта возврату в областной бюджет подлежит только та часть средств гранта, которая не использована в соответствии с планом расходов.
Аналогичные положения указаны сторонами в пунктах 3.3.8, 3.4.2, 3.3.12 соглашения от 31.08.2017.
Как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на часть 2 статьи 69 АПК РФ, при рассмотрении другого дела N А44-485/2019 судами не установлено фактов нецелевого, несвоевременного или неэффективного использования ответчиком полученных денежных средств, в связи с этим сделан вывод об отсутствии нарушений в части целевого расходования средств гранта. Судом также принято во внимание, что Глава КФХ в установленном законом порядке внес изменения в план расходов в части необходимости приобретения на откорм животных, не являющихся племенными, Министерство и Глава КФХ 27.06.2019 заключили дополнительное соглашение, в соответствии с которым предусмотрено приобретение бычков, статус которых не определен, как племенных.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неиспользование ответчиком и возвращение им в областной бюджет по требованию Министерства 314 491 руб. 56 коп., что подтверждается платежным поручением от 15.01.2020 N 1, не свидетельствует о недобросовестном поведении Главы КФХ при исполнении условий соглашения от 31.08.2017.
В пункте 5 статьи 10 ГК РФ предусмотрено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные в рамках статьи 10 ГК РФ, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что материалами дела подтверждается факт того, что Глава КФХ длительное время не мог использовать оставшиеся средства гранта в связи с предъявлением Министерством к нему иска о возврате средств субсидии в полном объеме в рамках ранее рассмотренного дела, с возбуждение в отношении него уголовного дела, связанного с получением гранта, поэтому действовал с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при наличии судебного спора, в том числе и в отношении оставшейся суммы гранта, а также уголовного преследования. Поэтому все последующие действия ответчика не свидетельствуют о злоупотреблении им прав.
Суд установил, что после вступления в законную силу решения по делу от 30.07.2019 N А44-485/2019 (постановление суда апелляционной инстанции изготовлено в полном объеме 02.10.2019) Глава КФХ заключил договор купли-продажи крупного рогатого скота с Обществом от 09.10.2019 и 18.10.2019, подал заявление в Министерство об изменении плана расходов, которое не рассмотрено последним по существу в связи с истечением срока предоставления гранта.
Доводы Министерства о том, что на момент рассмотрения конкурсной комиссией заявления Главы КФХ (протокол от 21.10.2019 N 10) срок действия гранта истек, поэтому действия ответчика в этом случае нельзя признать осмотрительными, были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, признаны необоснованными.
Как указал суд первой инстанции, средства гранта перечислены на лицевой счет Главы КФХ, открытый в Управлении, платежными поручениями от 18.10.2017 и 19.10.2017, установленный пунктом 3.3.8 соглашения срок (24 месяца) начал течь с 20.10.2017, с учетом выходных днем окончания срока действия гранта является 21.10.2019.
В силу пункта 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
При этом суд указал, что в данном случае Глава КФХ не мог использовать имеющиеся на его счете средства гранта для оплаты товара (бычков) по договору с Обществом до рассмотрения его заявления конкурсной комиссией по существу.
Суд также установил, что согласно информации администрации Чудовского муниципального района Глава КФХ осуществляет деятельность вблизи деревни Карловка Успенского сельского поселения с 2016 года. В настоящее время функционирует ферма производственной мощностью 250 голов овец, ангар площадью 250 кв.м, магазин площадью 35 кв.м, цех по переработке продукции животноводства площадью 140 кв.м, бытовые и хозяйственные постройки площадью 200 кв.м (для проживания наемных рабочих). Проведены работы по электрификации всех построенных зданий, установлена трансформаторная подстанция, водоснабжение осуществляется со скважины насосной станции. Глава КФХ имеет в собственности земельный участок, площадью 235 019 кв.м, кадастровым номером 53:20:0406401:130, арендует у администрации Чудовского района земельный участок, площадью 640 000 кв.м, кадастровым номером 53:20:0406401:16 (категория земель - земли сельхозназначения, разрешенное использование - сенокошение), занимается выращиванием овощей закрытого грунта в сезонных теплицах на площади 0,6 га. На сегодняшний день в наличии имеется 220 голов овец и 20 голов коз; за 2019 год произведено 15,9 тонн мяса (живой вес), за 1 полугодие 2020 года - 13,7 тонны мяса (живой вес). В 2020 году яровой сев выполнен на площади 48 га.
Поскольку основной целью предоставления грантов является создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, поддержка семейных ферм на территории Новгородской области, повышение их финансовой устойчивости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае цель предоставления гранта достигнута.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что взыскиваемая сумма гранта в размере 4 623 008 руб. 44 коп. израсходована Главой КФХ по утвержденному плану расходов на создание и развитие семейного (фермерского) хозяйства, претензий не имеется; денежные средства в размере 314 491 руб. 56 коп. возвращены им по требованию Министерства, поэтому в действиях Главы КФХ существенных нарушений, которые могли бы явиться основанием для возврата в областной бюджет средств полученного гранта полностью, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 июля 2020 года по делу N А44-775/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-775/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства Новгородской области
Ответчик: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Мадирахимов Анваржон Кимсанович
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Новгородской области, УМВД по Новгородской области, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд