14 января 2021 г. |
Дело N А56-84180/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Поповой А.О. (доверенность от 21.11.2019 N 489-19), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Варданяна Э.О. (доверенность от 10.07.2020 N 78/21206/20),
рассмотрев 11.01.2021 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А56-84180/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Ленэнерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган), от 13.06.2019 N 078/04/9.21-88/2019 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 125 000 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Октябрьская дирекция по энергообеспечению "Трансэнерго" - филиал ОАО "РЖД", общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт" (далее - ООО "Энергопромсбыт").
Решением суда первой инстанции от 19.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявление Общества удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы Общество ссылается на отсутствие правовых оснований для выдачи ОАО "РЖД" (далее - Заявитель) договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в связи с несоответствием заявки N 18-34727 пунктам 9 - 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2020 рассмотрение кассационной жалобы Общества отложено на 11.01.2021.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.01.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Кудина А.Г. на судью Толкунова В.М.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель Управления, ссылаясь на необоснованность приведенных Обществом доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Желдорэнерго" - филиал ООО "Энергопромсбыт" является агентом ОАО "РЖД" в части обеспечения приема заявок на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям и заключения соответствующих договоров на основании агентского договора от 28.02.2018 N 2803955 (в 2018 и 2019 годах).
ОАО "РЖД" 17.07.2018 обратилось в ПАО "Ленэнерго" с заявкой на технологическое присоединение дополнительной мощности 1457 кВт объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающие устройства тяговой подстанции "Детское Село") с учетом существующей мощности в размере 17 587 кВт (по двум существующим точкам присоединения). По факту данного обращения зарегистрирована заявка N 18-34727 от 20.07.2018.
Письмом от 25.07.2018 N ЭСКЛ/16-01/14324 ПАО "Ленэнерго" уведомило ОАО "РЖД" о недостатках поданной заявки, выразившихся во включении в заявку некорректных сведений в части технических параметров элементов энергопринимающих устройств по точкам присоединения.
Впоследствии в связи с внесением изменений в Правила N 861, согласно которым по результатам осуществления технологического присоединения сетевой организацией не составляется акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, Заявителю было предложено обратиться с заявкой на восстановление (переоформление) документов технологического присоединения в соответствии с абзацем четвертым пункта 58 Правил N 861 с целью составления акта об осуществлении технологического присоединения, либо предоставить акт об осуществлении технологического присоединения с информацией о максимальной мощности по точкам присоединения.
Письмом от 06.08.2018 ОАО "РЖД" направлен отказ в предоставлении дополнительной информации по заявке N 18-34727.
ПАО "Ленэнерго" повторно направлен запрос от 13.08.2018 N ЭСКЛ/16-01/15568 о недостающих документах по заявке N 18-34727 в соответствии с требованиями Правил N 861.
В связи с непредоставлением заявителем необходимых документов заявка N 18-34727 в соответствии с пунктом 15 Правил N 861 аннулирована письмом от 25.09.2018 N АНН 18-34727.
УФАС определением от 29.03.2019 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 078/04/9.21-88/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 11, 15 Правил N 861, УФАС составило протокол от 26.04.2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 13.06.2019 по делу N 078/04/9.21-88/2019 Общество привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий регламентированы Правилами N 861.
В силу пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Как установлено судами, ОАО "РЖД" в лице Октябрьской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" и ПАО "Ленэнерго" имеют статус территориальных сетевых организаций на территории Санкт-Петербурга в соответствии с Перечнем территориальных сетевых организаций, в отношении которых устанавливается плата за технологическое присоединение к электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2019 год, утвержденным распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2018 N 280-р. В свою очередь ПАО "Ленэнерго" является вышестоящей смежной сетевой организацией по отношению к Октябрьской дирекции в понимании абзаца пятого пункта 43 Правил N 861.
ООО "Желдорэнерго" в интересах принципала ОАО "РЖД" обратилось в ПАО "Ленэнерго" с заявкой от 17.07.2018 N 10160и-ЖДЭ (заявка зарегистрирована 18.07.2018 N ЛЭ/01-22/182) на технологическое присоединение объекта электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" - тяговой подстанции "Детское село" с целью увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств указанной тяговой подстанции.
Случаи, когда сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации, перечислены в пункте 41 Правил N 861. При этом сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора (пункт 43 Правил N 861).
Согласно материалам дела, увеличение мощности необходимо для обеспечения технической возможности присоединения конечного потребителя ОАО "Объединенная энергетическая компания" к электрическим сетям ОАО "РЖД". Наличие первичного технологического присоединения объекта подтверждено Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 18.10.2013 с дополнением N 1 от 01.10.2016 с точным указанием объема ранее присоединенной максимальной мощности.
Отказывая в заключении договора технологического присоединения, ПАО "Ленэнерго" указало на несоответствие заявки требованиям Правил N 861, а именно - включение некорректных сведений в части технических параметров элементов энергопринимающих устройств по точкам присоединения.
В силу абзаца тринадцатого пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3-х рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил N 861. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3-х рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20-ти рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
Согласно подпункту "д" пункта 9 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем, должно быть указано количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств.
Сведения о параметрах существующего технологического присоединения фиксируются документами о технологическом присоединении - актом об осуществлении технологического присоединения, ранее - актом разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон, актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
При формировании заявки ОАО "РЖД" руководствовалось актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 18.10.2013 N 197 и дополнением к акту от 01.10.2016.
Судами также принято во внимание, что дополнение к акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон было подписано между ПАО "Ленэнерго" и Октябрьской дирекцией по энергообеспечению по результатам работы, проводившейся во исполнение пункта 1 раздела X протокола совещания рабочей группы по координации деятельности ОАО "РЖД" и ОАО "РОССЕТИ" в сфере электроэнергетики от 01.12.2014 N 2, протокола совещания под председательством директора департамента балансов и учета электроэнергии ОАО "РОССЕТИ" Д.А. Малкова от 06.05.2015 N 1 и протоколом совместного совещания ПАО "Ленэнерго", Октябрьской железной дороги, ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" от 05.07.2016.
Форма дополнения к акту разграничения балансовой принадлежности и порядок определения значений максимальной мощности были установлены приказом ПАО "Ленэнерго" от 20.04.2016 N 184. Указанное дополнение не содержит информации о распределении ранее присоединенной мощности по точкам присоединения.
В заявке ОАО "РЖД" дано пояснение, что распределение максимальной мощности по точкам присоединения является условным, фактическое распределение максимальной мощности может отличаться от указанного в зависимости от режима работы энергосистемы, подразумевая, что в соответствии с заявленной категорией надежности должна быть обеспечена возможность выдачи максимальной мощности по каждой из точек присоединения.
Заявляя об отсутствии оснований для выдачи ОАО "РЖД" проекта договора об осуществлении технологического присоединения, ПАО "Ленэнерго" предлагает осуществить процедуру восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении.
Между тем, судами обоснованно указано, что в настоящем случае сетевая организация является держателем всей информации о технологическом присоединении; процедура переоформления документов является не обязанностью, а правом заявителя. Кроме того, порядок определения существующей максимальной мощности при отсутствии ее значения в имеющихся документах установлен пунктами 76 - 77 Правил N 861, согласно которым существующая максимальная мощность определяется исходя из фактических значений максимальной мощности.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно указали, что ПАО "Ленэнерго" в нарушение пунктов 11, 15 Правил N 861 в установленный срок не направило в адрес ОАО "РЖД" заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения тяговой подстанции "Детское село" с приложением технических условий.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины ПАО "Ленэнерго" в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Установив, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено Обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ и в соответствии с санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не имеется, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспоренного постановления антимонопольного органа.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 по делу N А56-84180/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины ПАО "Ленэнерго" в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Установив, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено Обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ и в соответствии с санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не имеется, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспоренного постановления антимонопольного органа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2021 г. N Ф07-12313/20 по делу N А56-84180/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12313/20
15.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8210/20
19.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-84180/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-84180/19