19 января 2021 г. |
Дело N А56-12747/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Александровой Е.Н.,
рассмотрев 19.01.2021 кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А56-12747/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга, адрес: 195009, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 12, лит. А, ОГРН 1027801576692, ИНН 7802196142 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 58, лит. А, ОГРН 1057810005220, ИНН 7841308276 (далее - Учреждение), 5 314,09 руб. ущерба, возникшего в связи с излишней выплатой пенсии и ежемесячной денежной выплаты.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 13.07.2020 и постановление от 30.09.2020, вынести судебный акт - об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, ущерб в заявленном размере обусловлен несвоевременным представлением Учреждением сведений о признании недействительной справки от 24.04.2017 серии МСЭ-2017 N 0024472, на основании которой Беловой Татьяне Геннадьевне ранее была назначена социальная пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований судом кассационной инстанции в рассматриваемом случае не установлено.
Как следует из материалов дела, решением Фонда от 14.05.2019 на основании справки бюро медико-социальной экспертизы N 24 (филиал Учреждения) от 24.04.2019 серии МСЭ-2017 N 0024472 и личного заявления от 25.04.2019 Беловой Т.Г. назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Решением Фонда от 15.05.2019 на основании той же справки и личного заявления от 26.04.2019 Беловой Т.Г. с 24.04.2019 назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В дальнейшем, 17.07.2019, в Фонд поступило письмо Учреждения от 08.07.2019 N 516.106.Э.78/2019, согласно которому решение бюро медико-социальной экспертизы N 24 изменено и с 08.07.2019 Белова Т.Г. инвалидом не признана; справку бюро медико-социальной экспертизы N 24 от 24.04.2019 серии МСЭ-2017 N 0024472 следует с 08.07.2019 считать недействительной.
В связи с названным письмом Фондом 17.07.2019 принято решение о прекращении выплаты Беловой Т.Г. пенсии и ЕДВ. Вместе с тем на дату поступления письма доставочные документы на июль 2019 уже были оформлены, выплата пенсии и ЕДВ Беловой Т.Г. произведены за полный месяц.
Поскольку за период с 08.07.2019 по 31.07.2019 образовалась переплата в размере 5 314,09 руб., в том числе 4 090,71 руб. пенсии и 1 223,38 руб. ЕДВ (протокол от 30.09.2019 N 1154 о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии), а претензия Фонда о добровольном возмещении ущерба оставлена Учреждением без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили причинно-следственной связи между действиями Учреждения и возникшей переплатой, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со положениями статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков истцу необходимо доказать факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Ответчику, в свою очередь, следует представить доказательства отсутствия его вины в наступлении неблагоприятных последствий.
Оценивая доводы истца о наличии признаков противоправности в действиях ответчика и причинно-следственной связи между такими действиями и возникшей переплатой, суды исходили из следующего.
Согласно требованиям статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, к которым в соответствии с пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 N 310н; далее - Порядок N 310н) относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
В подпункте "б" пункта 6, а также пункте 41 Порядка N 310н установлено, что главное бюро медико-социальной экспертизы проводит в рамках осуществления контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро.
Согласно пункту 35 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95, выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что Учреждение, действуя в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с установленным порядком, в период с 24.06.2019 по 08.07.2019 провело освидетельствование Беловой Т.Г. в порядке контроля решения филиала - бюро медико-социальной экспертизы N 24; по результатам освидетельствования ранее принятое бюро N 24 решение изменено, с 08.07.2019 Белова Т.Г. не признана инвалидом.
Письмо Учреждения от 08.07.2019 N 516.106.Э.78/2019 с информацией о том, что с 08.07.2019 Белова Т.Г. не признана инвалидом, а справку бюро медико-социальной экспертизы N 24 от 24.04.2019 серии МСЭ-2017 N 0024472 следует с 08.07.2019 считать недействительной, получено Фондом 17.07.2019. Таким образом, обязанность по направлению сведений в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, исполнена Учреждением надлежащим образом.
Ссылаясь в кассационной жалобе на несвоевременное направление ответчиком сведений, Фонд, тем не менее, не указывает, в какой срок, по его мнению, должны были поступить сведения с учетом того, что решение об отсутствии у Беловой Т.Г. инвалидности принято Учреждением 08.07.2019.
Иные доводы в обоснование ссылок на ненадлежащее исполнение Учреждением установленных законом обязанностей Фондом в жалобе не приведены.
В силу пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 23 указанного Федерального закона перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в сторону уменьшения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.
Учитывая дату вынесения решения об отсутствии у Беловой Т.Г. инвалидности, соблюдение Учреждением срока направления сведений о принятом решении в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также дату поступления соответствующих сведений в адрес Фонда, принимая во внимание установленный порядок прекращения пенсионных выплат и период, за который заявлены требования о взыскании убытков (с 08.07.2019 по 31.07.2019), суды двух инстанций обоснованно не усмотрели противоправных действий (бездействия) Учреждения и пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и выплаченными Фондом суммами пенсии и ЕДВ.
При изложенных обстоятельствах суды не установили оснований для удовлетворения заявленных Фондом требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не являются, поскольку не опровергают выводы судов о своевременном уведомлении Фонда о принятом решении, сделаны без учета установленного законом порядка прекращения пенсионных выплат и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А56-12747/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.