г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А56-12747/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20665/2020) государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2020 г. по делу N А56-12747/2020 (судья Радынов С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга
к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственной учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга (адрес: Россия 195009, г Санкт-Петербург, пр-кт Кондратьевский, 12/Лит А, ОГРН: 1027801576692, далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Главное Бюро Медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу" Министерства Труда и Социальной защиты Российской Федерации (адрес: Россия 191014, г Санкт-Петербург, пр-кт Литейный 58/Лит А, ОГРН: 1057810005220, далее - ответчик, Бюро) о взыскании ущерба в сумме 5314,09 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 22.04.2020 в удовлетворении требований отказано.
13.07.2020 судом составлен мотивированный текст решения.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела Решением Управления от 14.05.2019 на основании справки серия МСЭ-2017 N 0024472, выданной Филиалом - Бюро N 24 от 24.04.2019 и личного заявления от 25.04.2019, Беловой Татьяне Геннадьевне назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в соответствии со ст. 28.1 Федерального Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Решением Управления от 15.05.2019, на основании справки серия МСЭ-2017 N 0024472, выданной Филиалом - Бюро N от 24 24.04.2019 и личного заявления от 26.04.2019, Беловой Т.Г., 08.11.1970 г.р., с 24.04.2019 назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального Закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
17.07.2019 в Управление поступило письмо N 516.106.Э.78/2019 от 08.07.2019, в котором ФКУ "ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу" сообщает, что решением Главного бюро решение бюро МСЭ N 24 изменено и с 08.07.2019 Белова Т.Г. инвалидом не признана. Справка МСЭ-2017 от 24.04.2019 считается недействительной с 08.07.2019.
17.07.2019 Управлением принято решение о прекращении выплаты пенсии и ЕДВ.
На дату поступления письма из ФКУ "ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу" доставочные документы на июль 2019 уже были оформлены и выплата пенсии и ЕДВ Беловой Т.Г. была произведена за полный месяц.
В результате за период с 08.07.2019 по 31.07.2019 образовалась переплата пенсии в сумме 4 090 руб. 71 коп. и ЕДВ в сумме 1 223 руб. 38 коп., а всего на сумму 5 314 руб. 09 коп. (протокол о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии от 30.09.2019 N 1154).
Управлением в адрес ФКУ "ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу", направлено письмо (исх. N 05-03/36488 от 07.10.2019) "О досудебном урегулировании возмещения ущерба".
Поскольку требования Управления в добровольном порядке удовлетворены не были, Управление обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) является одним из основных правовых актов, определяющих уровень социальной защищенности людей с ограниченными возможностями. Данным Законом установлено предоставление инвалидам гарантированных видов социального обеспечения, таких как обеспечение техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами, медицинскими услугами, предоставление льготы по оплате коммунальных услуг, выплата пенсии по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца и т.п.
Согласно статье 1 Федерального закона N 181-ФЗ инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 11.10.2012 N 310н к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее - главные бюро), имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил, в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
В соответствии с пунктом 14 Правил, в случае признания гражданина инвалидом устанавливается причина инвалидности.
На основании положений Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" формулировка причины инвалидности определяется в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности.
Согласно Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н, процедура проведения медико-социальной экспертизы не может превышать месячный срок.
Осуществление Главным бюро контрольной функции за решениями бюро путем проведения повторной медико-социальной экспертизы граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, регламентировано положениями вышеуказанного Приказа Минтруда России от 11.10.2012 N 310н (подпункт "б" пункта 6), а также Правилами (пункт 41).
В соответствии с пунктом 26 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В силу пункта 29 Правил по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Согласно пункту 35 Правил, выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Как установлено материалами дела, обращаясь в суд с исковым заявлением, Управление указало на то, что решение, вынесенное 08.07.2019, поступило в адрес заявителя 17.07.2019 (письмо от 08.07.2019 N 516.106.Э.78/2019) и повлекло перерасход средств Пенсионного фонда РФ за период с 08.07.2019 по 31.07.2019 в общей сумме 5 314,09 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что Экспертный состав бюро в период с 24.06.2019 по 08.07.2019 провел освидетельствование Беловой Т.Г. в порядке контроля решения филиала - Бюро N 24, по результатам которого решение Бюро МСЭ N 24 изменено, с 08.07.2019 Белова Т.Г. не была признана инвалидом.
Соответственно, справка и выписка из акта освидетельствования, подтверждающие факт установления Беловой Т.Г. инвалидности от 24.04.2019, выданные Бюро N 24, утратили свою юридическую силу с 08.07.2019.
17.07.2019 в адрес Управления поступило письменное уведомление Главного бюро о проведении в отношении Беловой Т.Г. повторной медико-социальной экспертизы в порядке контроля и результатах данного контрольного освидетельствования (письмо от 08.07.2019), что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проведение Главным бюро повторной медико-социальной экспертизы Беловой Т.Г. в рамках контрольных мероприятий соответствовало нормам действующего законодательства, регламентирующего деятельность учреждений медико-социальной экспертизы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливает Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона N 400-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы.
Помимо получения ежемесячных страховых пенсий граждане, относящиеся к категории федеральных льготников, имеют право на установление социальных доплат. Также определенная категория граждан, получающая ежемесячные социальные выплаты, имеет право на получение выплаты социального характера - ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Согласно части 2 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Согласно частям 21, 22 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ к фиксированной выплате к страховой пенсии применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены также Федеральным законом N 400-ФЗ для страховой пенсии. Доставка фиксированной выплаты к страховой пенсии производится одновременно со страховой пенсией через организацию, доставляющую эту пенсию.
В силу пункта 12 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) начисляется с учетом всех обстоятельств, влияющих на ее размер.
На основании пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой в сторону уменьшения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 23 указанного Федерального закона, перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в сторону уменьшения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.
Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н, перерасчет размера установленной ежемесячной денежной выплаты производится в случаях установления инвалиду более высокой или низкой группы инвалидности.
Перерасчет размера установленной ежемесячной денежной выплаты инвалидам производится на основании выписки из акта освидетельствования, поступившей в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы.
Перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения производится при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер ежемесячной денежной выплаты, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда".
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из материалов дела следует, истцом не опровергнуто, что решение об отсутствии у Беловой Т.Г. инвалидности принято Главным бюро 08.07.2019.
Учитывая дату вынесения решения об отсутствии у Беловой Т.Г.. инвалидности - 08.07.2019, а также соблюдение Бюро требований пункта 35 Правил, в части сроков направления сведений в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, а также принимая во внимание установленный порядок производства прекращения пенсионных выплат, суд первой инстанции правильно указал на то, что причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Управлением сумм пенсии и других социальных выплат, не доказано.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшим ущербом.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2020 по делу N А56-12747/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12747/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАЛИНИНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ