01 февраля 2021 г. |
Дело N А56-20514/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-сервисные услуги "Регион" Лучемарской С.О. (доверенность от 11.01.2021), от государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Федоровой И.Г. (доверенность от 30.12.2020),
рассмотрев 27.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-сервисные услуги "Регион" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А56-20514/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-сервисные услуги "Регион", адрес: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 135, ОГРН 1137847223557, ИНН 7814575811 (далее - Общество, ООО "РСУ "Регион"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 05.02.2020 по делу об административном правонарушении N 229/20, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "РСУ "Регион", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, для включения в договор управления многоквартирным домом конкретных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений этого дома. В отсутствие таких решений, как считает Общество, управляющая организация не вправе выполнять неодобренные собственниками помещений работы и услуги. ООО "РСУ "Регион" обращает внимание, что им дважды инициировалось общее собрание собственников помещения многоквартирного дома для решения вопроса оплаты работ по вывозу жидких бытовых отходов, однако такие собрания не состоялись.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ГЖИ возражал против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 14.01.2020 N 04/17-Р Инспекцией 17.01.2020 проведена внеплановая выездная проверка деятельности Общества по адресу: Санкт-Петербург, п. Песочный, Ключевая ул., д. 83, лит. А, в ходе которой выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением правительства Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), а именно:
- не обеспечена организация вывоза жидких отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов (нарушение пункта 3.7.1 Правил N 170);
- не проведены работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке жидких бытовых отходов (нарушение пункта 26 Минимального перечня);
- в перечень работ по содержанию общего имущества не включен вывоз жидких бытовых отходов (нарушение подпункта "д" пункта 11 Правил N 491).
По факту выявленных нарушений Инспекцией 27.01.2020 в отношении ООО "РСУ "Регион" составлен протокол N 04/17-Р об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением ГЖИ по делу об административном правонарушении от 05.02.2020 N 229/20 Общество привлечено к административной ответственности по названной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "РСУ "Регион" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, не усмотрев процедурных нарушений, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении, в удовлетворении заявления ООО "РСУ "Регион" отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятый им судебный акт без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "РСУ "Регион" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ к лицензионным требованиям среди прочего относится требование о соблюдении лицензиатом иных (помимо перечисленных выше) требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
Как предусмотрено пунктом 3 Положения N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, также являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 26 Минимального перечня к работам и услугам по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме относятся работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов:
- содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения;
- вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории;
- вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт проверки от 17.01.2020 N 04/17-Р с приложением фотоматериалов, протокол об административном правонарушении от 27.01.2020 N 04/07-Р, суды констатировали нарушение Обществом лицензионных требований при управлении указанным многоквартирным домом, выразившееся в необеспечении организации вывоза жидких бытовых отходов.
Отсутствие принятого собственниками помещений в многоквартирном доме решения об утверждении стоимости вывоза жидких бытовых отходов, на что ссылается ООО "РСУ "Регион" в своей кассационной жалобе, не освобождает Общество как управляющую организацию от обязанности соблюдать указанные выше нормативные требования.
Суды со ссылкой на положения части 4 статьи 154 и статьи 156 ЖК РФ обоснованно указали на включение в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме стоимости работ по вывозу жидких бытовых отходов.
Виновность ООО "РСУ "Регион" оценена административным органом и судами с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер по соблюдению соответствующих нормативных требований.
Принимая во внимание изложенное, суды двух инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "РСУ "Регион" состава вмененного административного правонарушения.
Административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 руб. назначено административным органом в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере ниже низшего предела санкции вменяемой статьи с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Суды не выявили процедурных нарушений в ходе привлечения ООО "РСУ "Регион" к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А56-20514/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-сервисные услуги "Регион" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Виновность ООО "РСУ "Регион" оценена административным органом и судами с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер по соблюдению соответствующих нормативных требований.
...
Административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 руб. назначено административным органом в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере ниже низшего предела санкции вменяемой статьи с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Суды не выявили процедурных нарушений в ходе привлечения ООО "РСУ "Регион" к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2021 г. N Ф07-15983/20 по делу N А56-20514/2020