08 февраля 2021 г. |
Дело N А56-8677/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от акционерного общества "Международные услуги по маркетингу табака" Лима Д.Ю. (доверенность от 28.12.2020), от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Романенко М.С. (доверенность от 28.12.2020),
рассмотрев 01.02.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Международные услуги по маркетингу табака" и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 по делу N А56-8677/2020,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, адрес: 192029, Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 27, ОГРН 1057810017033, ИНН 7811312042 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Международные услуги по маркетингу табака", адрес: 121614, Москва, Крылатская ул., д. 17, корп. 2, ОГРН 1027739152902, ИНН 7705060700 (далее - Общество, АО "МУМТ"), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.10.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы Управление ссылается, что при проведении внеплановой выездной проверки в действиях АО "МУМТ" выявлены нарушения обязательных требований законодательства, предъявляемых к качеству и безопасности пищевой продукции. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с постановлением апелляционного суда, обратилось с кассационной жалобой в которой просит внести изменения в его мотивировочную часть, исключив выводы об отнесении спорной продукции к пищевой.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.12.2019 N 47-01-15-3511-19 в период с 28.12.2019 по 18.01.2020 в отношении АО "МУМТ" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства о техническом регулировании.
В ходе проверки обнаружено и в акте от 28.12.2019 N 47-01-15-3577/19 отражено, что Общество в складском помещении по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пос. Федоровское, Почтовая ул., д. 18, осуществляет временное хранение товара - некурительной никотинсодержащей продукции - "ЛИФТ" (LYFT) в ассортименте, производитель: Фидлер и Лундгрен АБ Стеналдерсгатан, 23 бокс 9041200 39 Мальме, Швеция, импортер:
АО "МУМТ", Крылатская ул., д. 17, корп. 2, Москва, 121614, Россия, в количестве 725 742 банки, не соответствующей требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, (подпункты 1, 5, 6, 11 пункта 1 части 4.1 статьи 4), а именно: на упаковке продукции не указан срок годности, не указаны условия хранения, не указаны показатели пищевой ценности пищевой продукции, не указаны сведения о наличии в пищевой продукции ГМО, отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, не представлены документы, подтверждающие оценку соответствия (документы, подтверждающие качество и безопасность).
В целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении Общества согласно статье 27.14 КоАП РФ произведен арест 725 742 банки спорной продукции, что зафиксировано протоколом от 28.12.2019.
По факту выявленных нарушений требований статей 11, 15, 16, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), статей 3, 4 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статей 4, 5, 7, 21 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011), в отношении Общества составлен протокол от 31.01.2020 N 3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 АПК РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в связи с недоказанностью вины в действиях Общества.
Апелляционной суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, указал на отнесение спорной продукции к пищевой и признал подтвержденным факт нарушения Обществом установленных требований технических регламентов в части оборота продукции без подтверждения (декларирования) соответствия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, в результате чего причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создана угроза причинения такого вреда.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются положениями Закона N 29-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно пункту 7 статьи 15 Закона N 52-ФЗ, к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Пунктами 2, 5, 6 статьи 15 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Обязательные требования безопасности к объектам технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, установлены ТР ТС 021/2011.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Исходя из приведенного в статье 4 ТР ТС 021/2011 определения пищевой продукции, а также из определения, приведенного в статье 1 Закона N 29-ФЗ, любая продукция, применяемая путем жевания, рассасывания (за исключением продукции, зарегистрированной в качестве лекарственных средств), в том числе содержащая никотин, является пищевой продукцией и, соответственно, объектом регулирования ТР ТС 021/2011.
Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, и подтверждается материалами дела, спорная продукция представляет собой никотинсодержащий продукт, без содержания табака, применяется путем рассасывания с поступлением в организм, в том числе через слизистую полость рта и органы пищеварения. Идентификационные признаки, способ применения и форма выпуска позволяют отнести данную продукцию к пищевой.
Идентификация никотинсодержащих смесей в качестве пищевой продукции соответствует разъяснениям Евразийской экономической комиссии, приведенным в письме от 20.12.2019 N НВ-3122/1, согласно которым любая продукция, применяемая путем жевания, рассасывания (за исключением продукции, зарегистрированной в качестве лекарственных средств), в том числе содержащая никотин, является пищевой продукцией и, соответственно, объектом технического регулирования ТР ТС 021/2011 и должна соответствовать требованиям безопасности данного регламента.
Кроме того, в письме Роспотребнадзора от 20.12.2019 N 02/17909-2019-27 "Об усилении контроля (надзора) за никотинсодержащей продукцией" также отмечено, что никотинсодержащая продукция - аналог запрещенного в Российской Федерации снюса, где табак заменен на никотин, не является объектом регулирования ТР ТС 035/2014. Вместе с тем, по идентификационным признакам, способу применения (жевание, рассасывание) форме выпуска (карамель, леденцы, жевательная резинка и т.п.) указанная продукция, безусловно, относится к пищевой продукции.
Таким образом, жевательные и сосательные смеси, не содержащие табак, но содержащие в своем составе никотин, являются пищевой продукцией, в связи с чем на них распространяется действие требований ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011.
Согласно частям 1 и 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии этому техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется; такая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В силу статьи 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и, предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).
Таким образом, выпускаемая в обращение пищевая продукция должна сопровождаться документами об оценке соответствия (свидетельство о государственной регистрации продукции или декларация о соответствии) и маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке Союза.
Материалами дела подтвержден факт нахождения на хранении в складском помещении Общества никотинсодержащей продукции, в отношении которой отсутствуют документы, подтверждающие ее соответствие требованиям ТР ТС 021/2011, что применительно к спорной продукции несет потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае невозможность получения разрешительной документации на данную продукцию, поскольку этот механизм законодательно не урегулирован, не освобождает Общество от ответственности и не свидетельствует об отсутствии вины в совершении выявленного правонарушения.
Поскольку Обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им необходимых и достаточных мер для соблюдения требований действующего законодательства при обороте пищевой продукции, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, в его деянии имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Между тем данное обстоятельство не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции истек срок давности привлечения к административной ответственности, что исключает возможность привлечения акционерного общества "Международные услуги по маркетингу табака" к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КОАП РФ.
В целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении Общества согласно статье 27.14 КоАП РФ произведен арест 725 742 банки спорной продукции, что зафиксировано протоколом от 28.12.2019.
Исходя из положений части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", данная продукция подлежит уничтожению.
Довод Общества о том, что никотинсодержащие смеси не являются пищевой продукцией, а их оборот не может регулироваться положениями ТР ТС 021/2011, получил надлежащую оценку апелляционного суда и противоречит приведенному правовому обоснованию.
Вопреки доводам Общества, принимая во внимание вышеизложенное, отсутствие прямого законодательного отнесения спорной продукции к пищевой не свидетельствует о том, что указанная продукция фактически не является таковой и на нее не распространяются требования ТР ТС 021/2011.
Ссылка Общества в опровержение данного вывода на судебные акты по иным делам со схожими фактическими обстоятельствами не может быть принята во внимание, поскольку такие судебные акты не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.
В связи с чем кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2020 по делу N А56-8677/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Международные услуги по маркетингу табака" - без удовлетворения.
Продукцию, изъятую на основании протокола от 28.12.2019, направить на уничтожение в установленном порядке.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении Общества согласно статье 27.14 КоАП РФ произведен арест 725 742 банки спорной продукции, что зафиксировано протоколом от 28.12.2019.
Исходя из положений части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", данная продукция подлежит уничтожению.
Довод Общества о том, что никотинсодержащие смеси не являются пищевой продукцией, а их оборот не может регулироваться положениями ТР ТС 021/2011, получил надлежащую оценку апелляционного суда и противоречит приведенному правовому обоснованию.
Вопреки доводам Общества, принимая во внимание вышеизложенное, отсутствие прямого законодательного отнесения спорной продукции к пищевой не свидетельствует о том, что указанная продукция фактически не является таковой и на нее не распространяются требования ТР ТС 021/2011."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2021 г. N Ф07-17268/20 по делу N А56-8677/2020