09 февраля 2021 г. |
Дело N А56-132320/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Четырновой П.Д. (доверенность от 28.12.2020), от акционерного общества "Почта России" Миронова Ю.А. (доверенность от 07.10.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А56-132320/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Ларионовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188763, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Ларионово, Ленинградская ул., д. 19а, ОГРН 1054700441333, ИНН 4712039372 (далее - Администрация), об обязании передать в федеральную собственность из муниципальной собственности муниципального образования часть площадью 43,5 кв. м нежилого помещения с кадастровым номером 47:03:0210001:773, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, Ларионовское сельское поселение, пос. Ларионово, Ленинградская ул., д. 19а.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Почта России", адрес: 131000, Москва, Варшавское шоссе, д. 37, ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000 (далее - Общество).
Решением от 05.06.2020 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, нежилое помещение, используемое для оказания услуг почтовой связи, не может находиться в муниципальной собственности и в силу закона подлежит передаче в федеральную собственность; Администрация не представила доказательства фактической заинтересованности в данном помещении для решения вопросов местного значения.
В судебном заседании до начала рассмотрения кассационной жалобы по существу представитель Общества заявил ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы для подготовки правовой позиции в связи с поздним получением сведений о сегодняшнем заседании. Представитель Управления Росимущества не возражал против отложения рассмотрения кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, не усмотрел установленных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отложения судебного заседания, поскольку определение суда кассационной инстанции от 24.12.2020 о принятии кассационной жалобы Управления Росимущества к производству и назначении судебного заседания на 02.02.2021 в установленном порядке размещено на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в телекоммуникационной сети Интернет и в электронной картотеке арбитражных дел; Общество, участвуя с самого начала в рассмотрении настоящего дела в качестве третьего лица и однозначно располагая сведениями об имеющемся судебном процессе, в силу части 6 статьи 121 названного Кодекса должно было самостоятельно принимать меры по получению информации о движении дела, не обосновало объективную невозможность заблаговременно сформировать правовую позицию и довести ее до сведения участников процесса и суда.
По существу кассационной жалобы представитель Управления Росимущества поддержал приведенные в ней доводы. Представитель Общества поддержал позицию подателя жалобы, считая, что имеются основания для передачи спорного помещения в федеральную собственность с последующей передачей в уставный капитал Общества.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании Областного закона Ленинградской области от 29.12.2006 N 181-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Ларионовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области", акта приема-передачи имущества муниципального образования Приозерский район Ленинградской области в муниципальную собственность вновь образованного муниципального образования Ларионовское сельское поселение по состоянию на 30.12.2005 за муниципальным образованием Ларионовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области 29.02.2008 зарегистрировано право собственности на нежилое помещение администрации общей площадью 596,5 кв. м, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, Ларионовское сельское поселение, пос. Ларионово, Ленинградская ул., д.19а.
Ранее помещение находилось в собственности муниципального образования Приозерский район Ленинградской области; часть указанного помещения использовалась под почтовое отделение связи на основании договоров безвозмездного пользования.
Администрация и федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", реорганизованное 01.10.2019 путем преобразования в Общество (далее - Предприятие), заключили договор от 01.09.2006 N 4 безвозмездного пользования частью площадью 43,5 кв. м нежилого помещения по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Ларионово, Ленинградская ул., д. 19а, для использования в качестве почтового отделения связи.
Администрация письмом от 17.04.2019 N 369/1 в ответ на обращение Предприятия от 14.03.2019 N 5114-12/3832 сообщила об отсутствии оснований для передачи Предприятию помещения, являющегося муниципальной собственностью и не находящегося в собственности Российской Федерации.
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что спорное помещение, занимаемое Обществом, не может находиться в муниципальной собственности и подлежит передаче в федеральную собственность, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, обоснованным положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 215 Кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, а также если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с Законом N 122-ФЗ и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Частью 11 статьи 154 названного Закона установлен порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, предусматривающий, в частности, направление органами местного самоуправления уполномоченному федеральному органу исполнительной власти предложений о передаче имущества; рассмотрение органами государственной власти Российской Федерации данных предложений и принятие уполномоченным федеральным органом решения о передаче имущества.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации относительно толкования отдельных положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, при безвозмездной передаче имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускается принятие соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, участвующих в передаче имущества.
Как установлено судами, спорное имущество представляет собой часть нежилого помещения, не сформированную в качестве самостоятельного объекта недвижимости; доказательства возможности обособления спорной части помещения и образования на ее основе объекта недвижимого имущества истцом и третьим лицом не представлены. Доказательства соблюдения порядка передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность Управление Росимущества также не представило. Невозможность нахождения в муниципальной собственности нежилого помещения, часть которого истребуется, с учетом того, что при передаче имущества от муниципального образования Приозерский район Ленинградской области вновь образованному муниципальному образованию объект значился как здание администрации, не подтверждена.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали недоказанным истцом наличие оснований для возложения на Администрацию обязанности передать часть площадью 43,5 кв. м нежилого помещения площадью 596,5 кв. м в федеральную собственность и отказали в иске.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А56-132320/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.