11 февраля 2021 г. |
Дело N А21-10572/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Боголюбовой Е.В. и Елагиной О.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Западная железнодорожная компания" генерального директора Волкова В.И., от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Самусенко Г.С. (доверенность от 08.12.2020),
рассмотрев 10.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Западная железнодорожная компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по делу N А21-10572/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Западная железнодорожная компания", адрес: 236005, Калининград, Камская улица, дом 2б, корпус 9, ОГРН 1143926016123, ИНН 3906324218 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД", Дорога), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 28.06.2019 N 58 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Обществом при станции Калининград - Сортировочный Калининградской железной дороги - филиала Дороги (далее - Договор).
Иск принят судом с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КВ-групп", адрес: 236005, Калининград, Камская улица, дом 2Б, корпус 9 (далее - ООО "КВ-групп").
Решением суда первой инстанции от 17.07.2020 возникшие при заключении Договора разногласия урегулированы путем изложения пункта 11 Договора в следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны убираются с места погрузки, выгрузки, промывки перевозчиком не позднее, чем через шесть часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке" и дополнения пункта 13 Договора абзацами 8, 9 и 10 следующего содержания:
"- на промывку вагонов:
- крытых, хопер-вагонов бункерного типа - 0,5 часа на два вагона на промывку и три часа на сушку с момента промывки последней пары вагонов;
- изотермических - один час на два вагона на промывку и три часа на сушку с момента промывки последней пары вагонов".
Абзац 3 пункта 16 Договора изложен в следующей редакции: "Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащая перевозчику, составляет 1058,10 руб. в сутки (без НДС). Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, взыскивается ежесуточно, независимо от выхода локомотива".
Постановлением апелляционного суда от 13.11.2020 решение от 17.07.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый, изложив абзац 3 пункта 16 Договора в редакции Общества.
Податель жалобы указывает, что железнодорожный путь, для обслуживания которого заключен Договор, находится не только в его владении, но и во владении ООО "КВ-групп", в связи с чем плата за пользование путем должна определяться пропорционально интенсивности его фактического использования каждым владельцем.
Общество также отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-9319/2018 для ООО "КВ-групп" установлена плата за пользование этим же железнодорожным путем в размере 547,43 руб. в сутки, то есть в два раза меньше, чем для Общества.
По мнению подателя жалобы, изложение абзаца 3 пункта 16 Договора в редакции Общества обеспечит надлежащее исполнение Дорогой своих обязательств по подаче и уборке вагонов, не будет способствовать ее необоснованному обогащению и препятствовать Обществу в пользовании железнодорожным путем. Общество обращает внимание на систематическую задержку подачи вагонов по вине Дороги.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Дороги обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество и ООО "КВ-групп" на основании договора аренды являются владельцами железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Калининград - Сортировочный Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", через железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий перевозчику.
Подача вагонов Общества осуществляется локомотивом, принадлежащим Дороге.
Общество и Дорога заключили договор от 04.08.2014 N 58 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Обществом при станции Калининград - Сортировочный Калининградской железной дороги - филиала Дороги, срок которого истек 31.07.2019.
Общество 14.05.2019 направило в адрес Дороги заявление с просьбой подготовить проект аналогичного договора на новый срок.
В адрес Общества от Дороги 26.06.2019 поступил проект Договора с изменениями.
Дорога предложила изложить абзац 3 пункта 16 Договора в следующей редакции: "Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику составляет 1058,10 руб. в сутки (без НДС). Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, взыскивается ежесуточно, независимо от выхода локомотива".
Общество просило изменить ряд условий Договора, в том числе абзац 3 пункта 16 Договора изложить в следующей редакции: "Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, взыскивается в размере, определенном в подпункте "б" пункта 15 Договора, за сутки, в которые фактически перевозчиком осуществлялась подача и/или уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца".
Ссылаясь на то, что предложенные Дорогой условия Договора ухудшают положение Общества и частично освобождают перевозчика от ответственности за исполнение своих обязанностей по своевременной уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, Общество подписало Договор с протоколом разногласий от 28.06.2019 и направило его в адрес Дороги.
Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Уточнив заявленные требования, Общество просило изложить абзац 3 пункта 16 Договора в следующей редакции: "Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, взыскивается в размере, определенном в подпункте "б" пункта 15 Договора, за сутки, в которые фактически перевозчиком осуществлялась подача и/или уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца, при этом в случае, если совокупный размер платы за пользование данным путем, исчисленный за расчетный месяц для Общества и ООО "КВ-групп", меньше суммы платы, исчисляемой по действующему договору между Дорогой и ООО "КВ-групп" при условии единоличного пользования данным путем в расчетный месяц последней организацией, Общество полностью оплачивает указанную недостающую разницу в сроки и на условиях, установленных Договором для платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования перевозчика".
Также Общество предложило изложить пункт 11 Договора в следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны убираются с места погрузки, выгрузки, промывки перевозчиком не позднее, чем через шесть часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке" и дополнить пункт 13 Договора абзацами 8, 9 и 10 следующего содержания:
"- на промывку вагонов:
- крытых, хопер-вагонов бункерного типа - 0,5 часа на два вагона на промывку и три часа на сушку с момента промывки последней пары вагонов;
- изотермических - один час на два вагона на промывку и три часа на сушку с момента промывки последней пары вагонов".
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, изложив пункт 11 Договора в редакции Общества, дополнив пункт 13 Договора абзацами 8, 9 и 10 в редакции Общества и изложив абзац 3 пункта 16 Договора в редакции Дороги.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Статьей 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Отношения сторон по Договору регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
В силу статей 55, 56 и 60 Устава отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь.
В соответствии со статьей 58 Устава в действующей редакции перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласование в Договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38 - 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Размер названной платы суд определяет с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе подтверждающих экономическую обоснованность размера платы и ее составляющих, ее соответствие встречному характеру обязательств, возникающих из договора, принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой, и доказательств ее чрезмерности и неразумности.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 8 и 9 АПК РФ). Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 71 и 168 АПК РФ).
Определяя размер платы, суды исходили из экономически обоснованной утвержденной Правлением ОАО "РЖД" (протокол заседания от 29.12.2017 N 69) ставки за пользование путями необщего пользования, принадлежащими Дороге, учли совместное пользование спорным путем Обществом и ООО "КВ-групп", непредставление истцом относимых и допустимых доказательств экономической обоснованности иного размера платы и ее составляющих, а также непредставление доказательств, свидетельствующих о том, что размер платы является крайне невыгодным и явно обременительным для Общества и влечет наступление у перевозчика за счет истца произвольного обогащения.
В отношении пунктов 11 и 13 Договора судебные акты не обжалуются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов у кассационного суда не имеется.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по делу N А21-10572/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Западная железнодорожная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.