г. Санкт-Петербург |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А21-10572/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Т. Э. Борисенко
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24708/2020) ООО "Западная железнодорожная компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.07.2020 по делу N А21-10572/2019(судья Иванов С.А.), принятое
по иску ООО "Западная железнодорожная компания"
к ОАО "РЖД"
3-е лицо: ООО "КВ-групп"
об урегулировании разногласий по договору
при участии:
от истца: Волков В. И. (генеральный директор)
от ответчика: Самусенко Г. С. (доверенность от 15.02.2018)
от 3-го лица: не явился (извещен)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Западная железнодорожная компания" (ОГРН 1143926016123, ИНН 3906324218; далее - ООО "ЗЖК", компания, истец), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; далее - ОАО "РЖД", ответчик) об урегулировании разногласий по договору от 28.06.2019 N 58 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КВ-групп" (далее - ООО "КВ-групп", третье лицо).
Решением от 17.07.2020 суд изложил пункт 11 договора N 58 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Западная железнодорожная компания" при станции Калининград-Сортировочный Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в следующей редакции:
"11. Готовые к уборке вагоны убираются с места погрузки, выгрузки, промывки перевозчиком не позднее, чем через 6 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке".
Дополнить абзацами 8, 9, 10 пункт 13 договора N 58 в следующей редакции:
"- на промывку вагонов:
- крытых, хопер-вагонов бункерного типа - 0,5 час. на два вагона на промывку и 3,0 часа на сушку с момента промывки последней пары вагонов;
- изотермических - 1,0 час. на два вагона на промывку и 3,0 часа на сушку с момента промывки последней пары вагонов".
В остальной части в удовлетворении иска отказал.
Абзац 3 пункта 16 договора N 58 суд изложил в редакции ответчика: "Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащая перевозчику, составляет 1058,10 руб. в сутки (без НДС). Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащая перевозчику, взыскивается ежесуточно, независимо от выхода локоматива".
В апелляционной жалобе компания просит отменить решение в части утверждения абзаца 3 пункта 16 договора N 58 в редакции ответчика и вынести по делу новый судебный акт, изложив абзац 3 пункта 16 договора N 58 в редакции истца:
"Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, взыскивается в размере, определенном в подпункте "б" пункта 15 договора, за сутки, в которые фактически перевозчиком осуществлялась подача и/или уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца, при этом в случае, если совокупный размер платы за пользование данным путем, исчисленный за расчетный месяц для ООО "ЗЖК" и ООО "КВ-групп" меньше суммы платы, исчисляемой по действующему договору между ответчиком и ООО "КВ-групп" при условии единоличного пользования данным путем в расчетный месяц последней организацией, ООО "ЗЖК" полностью оплачивает указанную недостающую разность в сроки и на условиях установленных договором для платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования перевозчика".
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика, участвовавшего в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЗЖК" совместно с ООО "КВ-групп" на основании договора аренды является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Калининград-Сортировочный Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" через железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий перевозчику.
Подача вагонов компании осуществляется локомотивом, принадлежащим ОАО "РЖД".
Между компанией и ОАО "РЖД" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЗЖК" при станции Калининград - Сортировочный Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 04.08.2014 N 58 (далее - договор), срок которого с учетом дополнительного соглашения истек 31.07.2019.
14.05.2019 компания направила в адрес ОАО "РЖД" заявление с просьбой подготовить проект аналогичного договора на новый срок.
26.06.2019 в адрес истца от ответчика поступил проект договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЗЖК" при станции Калининград - Сортировочный Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" с изменениями, которые, по мнению компании, ухудшают положение истца и частично освобождают ответчика от ответственности за явное недобросовестное исполнение обязанностей перед компанией по своевременности уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего компании.
В связи с наличием у сторон противоречий по содержанию договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЗЖК" при станции Калининград - Сортировочный Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 28.06.2019 N 58, данный договор подписан истцом с протоколом разногласий от 28.06.2019 и направлен в адрес ответчика.
Поскольку имеющиеся у сторон разногласия не урегулированы сторонами во внесудебном порядке, компания обратилась в суд с настоящим иском.
Суд удовлетворил иск частично.
Компания не согласна с решением суда в части утверждения абзаца 3 пункта 16 договора N 58 в редакции ответчика.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в указанной части и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, а также статьи 64 Федерального закона 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил изложить абзац 3 пункта 16 договора N 58 в следующей редакции:
"Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, взыскивается в размере, определенном в подпункте "б" пункта 15 договора, за сутки, в которые фактически перевозчиком осуществлялась подача и/или уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца, при этом в случае, если совокупный размер платы за пользование данным путем, исчисленный за расчетный месяц для ООО "ЗЖК" и ООО "КВ-групп" меньше суммы платы, исчисляемой по действующему договору между ответчиком и ООО "КВ-групп" при условии единоличного пользования данным путем в расчетный месяц последней организацией, ООО "ЗЖК" полностью оплачивает указанную недостающую разность в сроки и на условиях установленных договором для платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования перевозчика".
В свою очередь ОАО "РЖД" просило изложить абзац 3 пункта 16 договора N 58 в следующей редакции:
"Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику составляет 1 058,10 руб. в сутки (без НДС). Договорная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, взыскивается ежесуточно, независимо от выхода локомотива".
Статьей 64 Устава и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, установлено, что с каждым владельцем пути необщего пользования заключается договор на эксплуатацию пути необщего пользования, регулирующий все вопросы, связанные с его эксплуатацией.
По условиям предложенной истцом редакции абзаца 3 пункта 16 договора N 58 размер договорной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, поставлен в зависимость от совокупного размера платы за пользование данным путем, исчисленного за расчетный месяц для ООО "КВ-групп", не являющегося стороной спорного договора. При этом порядок проведения расчета совокупного размера платы за пользование данным путем за расчетный месяц не установлен.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 22.04.2019 N 307-ЭС18-22127, от 10.07.2019 N 305-ЭС19-1465, следует правомерность взимания ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, а также правомерность определения данной платы в размере среднесетевой ставки, утвержденной правлением ОАО "РЖД".
Согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38-42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
В соответствии с указанными разъяснениями суд должен вынести на обсуждение сторон вопрос о размере такой платы, ее соответствии встречному характеру обязательств, возникающих из договора, и принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой.
Поскольку договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования является обязательным к заключению с любым обратившимся к перевозчику владельцем пути, истец просит применять единую ставку, утвержденную ОАО "РЖД", чтобы все владельцы были в равном положении.
В силу части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно положениям статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Истец является владельцем железнодорожного пути необщего пользования и отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и фактически является оплатой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
В данном случае, фактически договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", предусмотренная в договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования.
Поскольку перевозчиком предложен размер платы за использование принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, а компанией доказательств ее чрезмерности и неразумности не представлено, суд обоснованно принял абзац 3 пункта 16 договора в редакции, предложенной ответчиком.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.07.2020 по делу N А21-10572/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10572/2019
Истец: ООО "Западная железнодорожная компания"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: ООО "КВ-групп", "Калининградская железная дорога