16 февраля 2021 г. |
Дело N А56-40604/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 39" Артемьева Д.В. (доверенность от 11.02.2021),
рассмотрев 15.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 39" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по делу N А56-40604/2020,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие N 39", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 4, ОГРН 1027804872094, ИНН 7810228140 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-т, д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2020 N 1208 по делу об административном правонарушении N 94352 от 23.03.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктами 1, 2, 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 01.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.11.2020, постановление ГАТИ изменено в части назначения наказания, административный штраф снижен до 250 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение Инспекцией положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Кроме того, заявитель считает, что протокол осмотра от 18.03.2020 составлен Инспекцией с нарушением части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отсутствие представителя Общества, протоколы об административных правонарушениях являются недопустимыми доказательствами, поскольку не позволяют установить время и место совершения административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ГАТИ, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителей для участия в нем не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией 18.03.2020 (с применением средств видеофиксации) и 23.03.2020 (с применением средств видеофиксации и в присутствии представителя Общества) проведен осмотр территории по адресам: Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 4, лит. А, кадастровый N 78:14:0007605:2019, а также Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 4, лит. Е, кадастровый N 78:14:0007605:2021, в ходе которых выявлены нарушения требований содержанию фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно:
1) по адресу: Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 4, лит. А, кадастровый N 78:14:0007605:2019:
- неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно - на фасадах здания и элементах фасадов здания повреждение штукатурного слоя, отслоение окрасочного слоя, трещины, отсутствуют элементы водосточных труб, поврежден облицовочный материал фасада здания;
- неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, фасады здания в загрязненном состоянии (не удалены посторонние графические изображения, рекламная корреспонденция, растительность);
- неосуществление обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, а именно: на фасадах здания отсутствует знак адресации с номером дома и наименованием улицы.
2) по адресу: Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 4, лит. Е, кадастровый N 78:14:0007605:2021:
- неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, фасады здания в загрязненном состоянии (не удалена рекламная корреспонденция, посторонние графические изображения, ржавые подтеки);
- неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно: на фасаде здания вертикальная трещина, сколы, отслоение окрасочного слоя на откосе входной группы.
Указанное отражено в протоколах осмотра территории от 18.03.2020 и от 23.03.2020 с приложением материалов фотофиксации и схем.
Кроме того, Инспекцией 20.03.2020 (с применением средств видеофиксации) и 25.03.2020 (с применением средств видеофиксации и в присутствии представителя Общества) проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 4, лит. Ж, кадастровый N 78:14:0007605:2281, в ходе которых выявлены нарушения требований к осуществлению мероприятий по содержанию элемента благоустройства, а именно:
- неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно: на фасадах здания и элементах фасадов здания повреждение штукатурного слоя, отслоение окрасочного слоя, трещины, оголена кирпичная кладка;
- неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, фасады здания в загрязненном состоянии (не удалена рекламная корреспонденция, ржавые подтеки);
- неосуществление обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, а именно: на фасадах здания отсутствует знак адресации с номером дома и наименованием улицы.
Указанное отражено в протоколах осмотра территории от 20.03.2020 и от 25.03.2020 с приложением материалов фотофиксации и схем.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Общества протоколов от 23.03.2020 N N 94350, 94351, 94352, 94353, 94354, от 25.03.2020 N N 94337, 94339, 94356 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Определением Инспекции от 15.05.2020 дела об административных правонарушениях от 23.03.2020 N N 94350, 94351, 94352, 94353, 94354 и от 25.03.2020 N N 94337, 94339, 94356 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N 94352.
Постановлением Инспекции от 15.05.2020 N 1208 о назначении административного наказания по делу N 94352 от 23.03.2020 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений согласно названной квалификации, на него наложен штраф в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененных правонарушений и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности лица, суд уменьшил назначенный штраф в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ до 250 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление мероприятий по содержанию или обязанностей по размещению знаков адресации и нарушение требований к осуществлению указанных мероприятий, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Требования, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в Санкт-Петербурге, установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
В соответствии с пунктами 1.1, 8.1, 8.4.1, 8.4.3, 8.4.4, 8.4.5, 26.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств; текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов осуществляются в том числе на основании колерного бланка фасадов, выдаваемого Комитетом по градостроительству и архитектуре. Мероприятия по содержанию знаков адресации и требования к осуществлению указанных мероприятий осуществляются уполномоченными на содержание здания, сооружения лицами.
В соответствии с пунктом 2.3.5.8.12.4 Приложения N 3 к Правилам N 961 знаки адресации являются обязательным элементом благоустройства, размещаемым на объекте благоустройства - фасаде здания, сооружения (трансформаторных подстанциях, газораспределительных пунктах). Обязанность по размещению знаков адресации исполняется уполномоченными на содержание лицами.
Судами установлено, что согласно представленным в материалы дела документам рассматриваемые нежилые здания принадлежат Обществу на праве собственности.
Факт нарушения Обществом требований указанных Правил установлен Инспекцией и подтверждается материалами дела.
Объективные причины невозможности соблюдения требований законодательства, не зависящие от Общества, судами не установлены, в связи с чем сделан вывод о виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и наличии в деяниях заявителя состава вмененных административных правонарушений.
Доводы подателя жалобы о нарушении Инспекцией положений Закона N 294-ФЗ были рассмотрены судами и мотивировано отклонены. Судами указано, что в рассматриваемом случае осмотр территории не являлся проверкой деятельности Общества в соответствии с Законом N 294-ФЗ, административные правонарушения выявлены и производство по административным делам возбуждено на основании статьи 28.1 КоАП РФ в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом Инспекции в ходе осмотра 18.03.2020 и 20.03.2020 территорий, в связи с чем взаимодействия между Обществом и уполномоченными лицами в ходе визуального осмотра территории не требовалось, какие-либо документы у Общества перед проведением осмотра не истребовались.
Вопреки доводам Общества первые протоколы осмотра составлены с соблюдением требований статьи 27.8 КоАП РФ с применением средств фото- и видеофиксации, при проведении повторных осмотров с участием представителя Общества нарушения требований Правил N 961 подтвердились. Протоколы об административном правонарушении соответствуют требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, в совокупности с иными доказательствами позволяют определить событие и обстоятельства правонарушения. Представленным в дело доказательствам судами дана надлежащая оценка согласно требованиям статей 1.6, 26.2, 26.11 КоАП РФ, статей 65-71, 210 АПК РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
Суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание характер совершенного правонарушения, принципы соразмерности и индивидуализации административного наказания, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, посчитали возможным уменьшить размер назначенного штрафа до 250 000 руб.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по делу N А56-40604/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 39" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы подателя жалобы о нарушении Инспекцией положений Закона N 294-ФЗ были рассмотрены судами и мотивировано отклонены. Судами указано, что в рассматриваемом случае осмотр территории не являлся проверкой деятельности Общества в соответствии с Законом N 294-ФЗ, административные правонарушения выявлены и производство по административным делам возбуждено на основании статьи 28.1 КоАП РФ в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом Инспекции в ходе осмотра 18.03.2020 и 20.03.2020 территорий, в связи с чем взаимодействия между Обществом и уполномоченными лицами в ходе визуального осмотра территории не требовалось, какие-либо документы у Общества перед проведением осмотра не истребовались.
...
Суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание характер совершенного правонарушения, принципы соразмерности и индивидуализации административного наказания, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, посчитали возможным уменьшить размер назначенного штрафа до 250 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2021 г. N Ф07-247/21 по делу N А56-40604/2020