17 февраля 2021 г. |
Дело N А56-31193/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - Кудрово-Сити" Шайдорова Ф.В. (доверенность от 07.12.2020), от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Егорченкова М.А. (доверенность от 12.01.2021),
рассмотрев 15.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - Кудрово-Сити" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по делу N А56-31193/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - Кудрово-Сити", адрес: 188689, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, Каштановая аллея (мкр. Новый Оккервиль), д. 3, пом. 18-Н, ОГРН 1154704005830, ИНН 4703143105 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2020 N 12/20 (ЭА) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.10.2020, постановление Комитета изменено в части назначенного наказания, штраф снижен до 125 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования - удовлетворить, ссылаясь на то, что общедомовой (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета, установленные в многоквартирном доме, имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. По мнению подателя жалобы, объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и распределяются между потребителями. Кроме того, судами неправомерно отказано в удовлетворении ходатайств о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А56-42464/2020 и о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета против доводов жалобы возразил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения заместителя председателя Комитета от 19.02.2020 N 12/20(ЭА) в связи с обращением Жижина Павла Александровича (от 14.02.2020 вх. N гжи-08-1895), проживающего в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, мкр-н Новый Оккервиль, Областная ул., д. 1 (далее - МКД), Комитетом проведена внеплановая документарная проверка Общества, осуществляющего управление названным МКД на основании соответствующей лицензии.
По результатам проверки составлен акт от 06.03.2020 N 12/20(ЭА), в котором зафиксировано нарушение части 9.2 статьи 156, части 1 статьи 157, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выразившееся в начислении платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в МКД (далее - ЭЭ СОИ) исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии (без учета нормативов потребления ЭЭ СОИ) и с разбивкой на время суток, применением двухставочного тарифа на электроэнергию (день/ночь).
По факту выявленных нарушений Комитетом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.03.2020 N 12/20 (ЭА) по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и вынесено предписание от 06.03.2020 N 12/20 (ЭА) об устранении выявленных нарушений.
Постановлением Комитета от 24.03.2020 N 12/20 (ЭА) Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно названной квалификации и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, вместе с тем нашел основания для снижения размера административного штрафа до 125 000 руб. в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ следует, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Ленинградской области нормативы потребления электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением правительства Ленинградской области от 09.06.2015 N 208 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных домах и жилых домах, а также при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области". Поскольку нормативы утверждены без разделения на время суток (день/ночь), при расчете размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества подлежит применению одноставочный тариф, утвержденный приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2018 N 533-п "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Ленинградской области в 2019 году".
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Общество в период с июля 2017 года по декабрь 2018 года неправомерно осуществляло расчет платы ЭЭ СОИ исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии (без учета норматива потребления ЭЭ СОИ) и с разбивкой на время суток с применением двухставочного тарифа на электроэнергию (день/ночь). При этом решения собственников помещений в многоквартирном доме об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, равно как и доказательств установки, введении в действие и пользовании в исследованный период автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, обеспечивающей возможность одномоментного снятия показаний, Обществом представлено не было.
Правомерность позиции Комитета в спорном вопросе подтверждена ранее судами трех инстанций в деле N А56-124693/2019.
Вопреки доводам подателя жалобы, указанные нарушения образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не установлено. Нарушения порядка начисления спорной платы не устранены на момент проверки.
Суд первой инстанции счел возможным изменить оспариваемое постановление в части наказания, снизив назначенный штраф до 125 000 руб. на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом требований соразмерности, справедливости и индивидуализации административного наказания.
Суды, обоснованно сославшись на пункт 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и не установив объективной невозможности рассмотрения дела, отказали в удовлетворении ходатайства заявителя о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А56-42464/2020.
Доводы Общества о необоснованном отклонении его ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств неосновательны, поскольку, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд исходил из того, что данные документы не были предметом исследования в суде первой инстанции, а Общество не обосновало объективную невозможность их представления в суд первой инстанции.
Доводы Общества о нарушениях Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" были рассмотрены судами и обоснованно отклонены. Согласно материалам дела Общество было ознакомлено с распоряжением о проведении проверки, получало запросы о представлении документов и пояснений; приводимые замечания к оформлению акта проверки не влекут незаконность проведения и результатов проверки, акт проверки получен в день составления под роспись.
Нормы материального и процессуального права судами применены правильно, выводы судов основаны на установленных ими обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Оснований для возврата государственной пошлины, ошибочно уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел, не имеется ввиду представления платежного документа в электронном виде в отсутствие подлинника.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по делу N А56-31193/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - Кудрово-Сити" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2021 г. N Ф07-16921/20 по делу N А56-31193/2020
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16921/20
17.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22813/20
16.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22813/20
22.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-31193/20