01 марта 2021 г. |
Дело N А05-3642/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от муниципального образования "Савинское" в лице администрации муниципального образования "Савинское" Дорохиной К.И. (доверенность от 24.02.2021),
рассмотрев 01.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Савинское" в лице администрации муниципального образования "Савинское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020 по делу N А05-3642/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Савинское" в лице администрации муниципального образования "Савинское", адрес: 164288, Архангельская обл., Плесецкий р-н, раб. пос. Савинский, ул. 40 лет Победы, д. 14, ОГРН 1052920021054, ИНН 2920010356 (далее - Администрация МО "Савинское"), о взыскании 6 733 536 руб., использованных необоснованно в рамках реализации адресной программы переселения в связи с завышением расселяемой площади.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1112901009968, ИНН 2901219352 (далее - КСП).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.09.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация МО "Савинское", ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы настаивает на том, что истцом пропущен срок исковой давности и судами неправомерно не применен названный срок к спорным правоотношениям. Как указывает податель жалобы, истец при начале осуществления программы с 2013 года, после получения документов, а также в ходе реализации программы, окончания ее этапа, мог обнаружить указываемые им несоответствия на которые он ссылается в обоснование иска. По мнению ответчика, он не завышал площадь при осуществлении программы, а суд неправильно распределил бремя доказывания между сторонами. Документы, которые представлены и истцом и ответчиком являются действующими, изготовленными одной организацией и ни один из них не признан должным образом недействительным. Податель жалобы указывает, что он убежден, что площадь, указанная в технических паспортах жилых помещений, изготовленных БТИ и представленных ответчиком, являются именно той площадью, которую надо было учитывать при реализации программы. Также, по мнению подателя жалобы, важным является установление момента одобрения заявки, однако указанное обстоятельство судами не исследовано должным образом. Кроме того, ответчик считает, что требования следует предъявлять в адрес Администрации муниципального образования "Плесецкий муниципальный район".
В отзывах на кассационную жалобу Министерство и КСП просят оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации МО "Савинское" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы" (далее - адресная программа переселения, программа).
Указанная программа реализуется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Между Министерством и муниципальным образованием "Плесецкий муниципальный район" (далее - МО "Плесецкий муниципальный район") заключен договор от 29.07.2013 N 13ФП-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства с дополнительными соглашениями (далее - договор N 13ФП-13).
Из материалов дела также следует, что Министерством с МО "Савинское" заключен договор от 29.07.2013 N 13ФП-3-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства с дополнительными соглашениями (далее - договор N 13ФП-3-13), в соответствии с которым МО "Савинское" приняло на себя обязательства: обеспечить в пределах своей компетенции использование финансовой поддержки, предоставленной на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.1); обеспечить реализацию мероприятий (этапов программы) территории муниципальных образований района в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ (пункт 2.3.2); принимать меры для обеспечения достижения целевых показателей реализации региональной программы на территории района, в сроки установленные настоящим пунктом договора (пункт 2.3.3); обеспечить выполнение плана мероприятий по переселению до 01.09.2017 (пункт 2.3.5); эффективно использовать средства финансовой поддержки в соответствии с целевым назначением и законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.6).
Кроме того, к договору N 13ФП-3-13 заключено дополнительное соглашение от 29.07.2013 N 1, согласно пункту 2.3.1 которого МО "Савинское" обязалось принимать в пределах своей компетенции меры по обеспечению финансирования расходов за счет средств местного бюджета муниципального образования в объеме, предусмотренном региональной адресной программой и указанном в приложении N 1 к соглашению, в следующих случаях: в случае заключения органами местного самоуправления муниципального образования муниципальных контрактов на строительство МКД или приобретение жилых помещений в таких домах застройщиков для переселения граждан из аварийного жилого фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную исходя из предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной региональной адресной программой для муниципального образования, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования; в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилого фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.
Приложением N 1 к дополнительному соглашению от 29.07.2013 N1 к договору N 13ФП-3-13 установлен перечень аварийных жилых помещений, получивших финансовую поддержку в 2013 году в рамках региональной адресной программы.
Из материалов дела следует, что на финансирование адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2017 годы с учетом необходимости малоэтажного строительства МО "Савинское" предоставлены средства фонда в размере 42 101 442 руб. 39 коп. и средства областного бюджета в сумме 6 024 410 руб. 49 коп.
Судами установлено, что в 2013 году в рамках исполнения программы МО "Савинское" в лице исполняющего обязанности Главы муниципального образования Крехалева Д.А., с одной стороны, и общества с ограниченной ответственностью "Билдинг Компании" в лице директора Рычкова И.А., с другой стороны, заключено 32 муниципальных контракта на приобретение 32 жилых помещений общей стоимостью 51 410 656 руб. Оплата происходила в два этапа: в 2013 году в сумме 39 311 264 руб. и в 2014 в сумме 11 627 420 руб.
В 2017 году КСП проведена проверка соблюдения законодательства при расходовании средств областного бюджета и средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на реализацию мероприятий, утвержденных в составе адресной программы переселения.
В ходе проведения контрольного мероприятия расселяемая площадь, указанная в приложении N 1, была сверена с данными технических паспортов аварийных помещений, представленных сотрудниками Администрации МО "Савинское" и данными технических паспортов аварийных домов, предоставленными БТИ Архангельской области Плесецкого филиала по запросу Прокуратуры Плесецкого района.
Поскольку по результатам сравнения было выявлено, что завышение расселяемой площади, включенной в первый этап программы, реализованный на территории МО "Савинское", составило 222, 60 кв. м., то КСП пришла к выводу, что Администрацией МО "Савинское" (с учетом завышения расселяемой площади на 222, 60 кв. м) при использовании средств финансовой поддержки в размере 6 733 536 руб., (средства фонда - 5 903 964 руб. 38 коп., средства областного бюджета - 829 571 руб. 62 коп.) нарушены положения III, V разделов адресной программы переселения, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп, пункт 2.3.6 договора N 13ФП-3-13 и пункт 2.3.1 дополнительного соглашения к указанному договору от 29.07.2013 N 1, что было отражено в акте проверки МО "Савинское" от 18.10.2017.
В соответствии с письмом КСП от 24.01.2018 N 01-02/92 Министерству, как главному распорядителю бюджетных средств, предложено принять меры к возврату в областной бюджет средств, предоставленных МО "Плесецкий муниципальный район" в сумме 11 756 401 руб. 52 коп., из них: по МО "Савинское" - 6 733 536 руб.
Министерством на основании договоров N 13ФП-13 и N13ФП-3-13 выставлено требование от 24.01.2020 N 203/02-35/430 о возврате средств в адрес главы Плесецкого муниципального района Архангельской области Арсентьева И.В. и главы городского поселения "Савинское" Плесецкого района Архангельской области Леонтьевой Е.В.
Поскольку названное требование ответчиком не было исполнено добровольно, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Министерства в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Законом N 185-ФЗ регламентирована деятельность фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 185-ФЗ целями деятельности фонда в соответствии с федеральным законом являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что для достижения указанных в части 1 настоящей статьи целей Фонд осуществляет следующие функции: рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда; принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда представляет собой предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 14 Закона N 185-ФЗ фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии, в том числе наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 16 Закона N 185 региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В силу части 2 статьи 20 Закона N 185-ФЗ средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
Удовлетворяя заявленные Министерством требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно указали следующее.
Из материалов дела следует, что в целях получения средств фонда, условия предоставления которых установлены статьей 14 Закона N 185-ФЗ, на территории Архангельской области принято постановление Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп "Об утверждении адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы".
Программой предусмотрены средства областного бюджета, в том числе средства фонда, направляемые на ее реализацию. Участниками программы являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной программы.
Задачей программы является строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Основные мероприятия программы: приобретение помещений в многоквартирных жилых домах; строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений о возложении на муниципальные образования Архангельской области обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма; снос аварийного жилищного фонда.
Переселению в рамках выполнения программы подлежат граждане, проживающие в многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, согласно приложению 2 к настоящей программе.
Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление установленных мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований.
Переселение граждан осуществляется путем предоставления выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
В силу пункта 4 части 2 статьи 16 Закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемую стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
В пункте 5 части 2 статьи 16 Закона N 185-ФЗ также определено, что региональная адресная программа должна содержать планируемые показатели выполнения указанной программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.
На основании пункта 6 статьи 16 Закона N 185-ФЗ средства фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Пунктом 6 статьи 17 Закона N 185-ФЗ установлено, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, представляют сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных признавать в установленном Правительством Российской Федерации порядке жилые помещения непригодными для проживания, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
Показателями выполнения программы являются, в частности, число переселенных жителей, общая площадь расселенных жилых помещений в аварийных многоквартирных домах.
Как верно указано судами, исходя из раздела 3 программы общий объем финансирования обоснован расчетной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах, и общей площадью жилых помещений, строящихся (приобретаемых) для расселения аварийных жилых домов в рамках программы.
В разделе 5 программы установлено, что распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями Архангельской области - участниками программы, в том числе объемы долевого финансирования за счет средств Фонда и областного бюджета, осуществляется в зависимости от суммарной площади жилых помещений многоквартирных жилых домов на территории отдельного муниципального образования, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, переселение граждан из которых запланировано в рамках программы.
Таким образом, выделение средств фондом, осуществляется при наличии утвержденной в субъекте Российской Федерации соответствующей программы, указания расселяемой площади в субъекте, установленной по представленным данным муниципальным образованием. Предоставляемое жилое помещение гражданину должно быть равнозначно по площади, ранее занимаемому.
В соответствии со статьями 157, 265, 268.1 БК РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Архангельской области от 30.05.2011 N 288-22-ОЗ "О контрольно-счетной палате Архангельской области" (далее - Закон N 288-22-ОЗ) третье лицо осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том числе за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль за законностью, результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образовании Архангельской области.
Как верно указано судами, контрольное мероприятие и проведенная в рамках этого контрольного мероприятия проверка КСП обоснованности, целевого и эффективного использования средств областного бюджета и средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, проведены КСП при наличии у нее соответствующих полномочий.
Судами на основании материалов дела установлено, что в программу включены следующие многоквартирные дома, расположенные на территории МО "Савинское", а именно: п. Кривозерко, д. 11; пос. Река Емца, ул. Набережная, д. 6; п. Савинский, ул. Льва Толстого, д. 6; ул. Молодежная, д. 12; ул. Спортивная д. 1, 3, 5, 6, 8, 12, 15, 16.
К переселению по указанным адресам согласно программе планировалось 32 жилых помещения площадью 1504,7 кв. м (приложение N 1 к соглашению от 29.07.2013 N 1 (в редакции дополнительного соглашения от 25.08.2015 N 4).
В ходе проверки расселяемая площадь, указанная в приложении N 1 к программе, сверена КСП с документами, предоставленными Администрацией МО "Савинское", а также с техническими паспортами аварийных многоквартирных жилых домов (далее - МКД), предоставленными сотрудниками Плесецкого отделения БТИ, в результате чего КСП выявлены отклонения по каждому дому и сведены в приложении N 2 к акту проверки.
Таким образом, в ходе проверки КСП установлено, что по данным паспортов на жилые помещения, представленных МО "Савинское", площадь помещений указана в большем размере, чем площадь тех же помещений, указанная в паспорте на дом. Данные, предоставленные к проверке согласно техническим паспортам аварийных помещений Администрации МО "Савинское", не совпадают с данными из технических паспортов аварийных домов, предоставленных по запросу из БТИ Архангельской области Плесецкого филиала (отклонение составило 222, 60 кв. м), что ответчиком не опровергнуто.
В пункте 5 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет жилищный фонд, который подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям) (части 1, 4 статьи 19 ЖК РФ).
Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция).
Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений (преамбула Инструкции).
В соответствии с пунктом 3.33 Инструкции подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях. Подсчеты производятся с точностью до одного десятичного знака.
Согласно пункту 3.34 Инструкции по каждой квартире, а также в целом по зданию подсчитываются: жилая площадь квартиры (квартир); площадь квартиры (квартир); общая площадь квартиры (квартир).
В пункте 3.36 Инструкции указано, что площадь квартиры жилого здания определяется как сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 185-ФЗ аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Судами на основании материалов дела установлено, что представленными в материалы дела данными технического паспорта на спорные многоквартирные дома подтверждается, что согласно экспликации к поэтажному плану здания многоквартирные дома имеют площадь меньшего размера, чем сумма площадей помещений (квартир), указанных в отдельных технических паспортах на квартиры. Увеличение расселяемой площади произошло за счет значительного увеличения отдельных квартир.
Суды отметили, что доказательств, обосновывающих увеличение площадей отдельных квартир, в материалах дела не имеется.
Как правильно указали суды, суммарная площадь квартир не может превышать площадь самого дома, как и отдельные параметры квартир (длина, ширина) не могут не соответствовать общим параметрам дома.
Суды отметили, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в момент включения в программу и ее реализации, площадь квартир стала иной, чем указана в технических паспортах многоквартирных домов. Отсутствуют доказательства того, чем обусловлены увеличения площадей квартир, в том числе изменения, затрагивающие несущие конструкции зданий. Соответствующих доказательств увеличения параметров домов (длины, ширины), проведения реконструкции, также не представлено.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу, что КСП обоснованно установлено, что в связи с завышением расселяемой площади на 222,6 кв. м была завышена потребность в финансировании на 6 733 536 руб., в связи с чем суды правомерно взыскали указанную сумму с ответчика.
Оснований не согласится с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод подателя жалобы о пропуске срока исковой давности являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и был обоснованно отклонен судами с указанием на то, что срок исковой давности по рассматриваемому иску начинает течь с того момента, когда Министерству стало известно о выявленном КСП нарушении, и в данном случае срок исковой давности истцом не нарушен (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 N 307-КГ17-6575 по делу N А05-14667/2014).
Иные доводы Администрации МО "Савинское" отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на неверном понимании норм права.
При таких обстоятельствах, следует признать, что судами заявленные требования удовлетворены правомерно.
Доводы кассационной жалобы Администрации МО "Савинское" повторяют ее позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судами норм права и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установил все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020 по делу N А05-3642/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Савинское" в лице администрации муниципального образования "Савинское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет жилищный фонд, который подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям) (части 1, 4 статьи 19 ЖК РФ).
...
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 185-ФЗ аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
...
Довод подателя жалобы о пропуске срока исковой давности являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и был обоснованно отклонен судами с указанием на то, что срок исковой давности по рассматриваемому иску начинает течь с того момента, когда Министерству стало известно о выявленном КСП нарушении, и в данном случае срок исковой давности истцом не нарушен (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 N 307-КГ17-6575 по делу N А05-14667/2014)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2021 г. N Ф07-870/21 по делу N А05-3642/2020