03 марта 2021 г. |
Дело N А26-7008/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Савицкой И.Г.,
рассмотрев 02.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2020 по делу N А26-7008/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Республики Карелия, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6, ОГРН 1021000528493, ИНН 1001040512 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 29А, ОГРН 1061001040980, ИНН 1001015139 (далее - ТО Росздравнадзора), о признании незаконным и отмене предписания от 10.06.2019 N 40.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.01.2020, предписание Росздравнадзора от 10.06.2019 N 40 признано недействительным в части обязания устранения Министерством нарушений при выдаче лицензий на медицинскую деятельность при отсутствии в лицензионных делах у соискателя лицензии копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; отсутствие документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинского оборудования - лампы щелевой (модель) SL-203, как не соответствующее в этой части Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (алее - Закона N 99-ФЗ). Обязал ТО Росздравнадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства в удовлетворенной части заявленных требований. В остальной части в удовлетворении заявления суд отказал.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.05.2020 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2020 оспариваемое предписание признано недействительным в части обязания Министерства устранить нарушения при проведении процедуры предоставления и переоформления лицензий на медицинскую деятельность при отсутствии в лицензионных делах копий документов, подтверждающих наличие заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.11.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТО Росздравнадзора, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, комиссией ТО Росздравнадзора на основании приказа от 28.05.2019 N 79-пр в период с 04.06.2019 по 10.06.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Министерства. Проверка проведена в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья.
В ходе проверки Министерством представлено дело о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность от 09.04.2019 ООО "КМЦ" N 10-01-024/19, а также дела о переоформлении лицензии на медицинскую деятельность в связи с намерением лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензирующий вид деятельности: от 15.03.2019 N 10-01-021/19 ГБУЗ "Межрайонная больница N 1"; от 28.02.2019 N 10-01-017/19 ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ"; от 11.02.2019 N 10-01-010/19 ГБУЗ "Межрайонная больница N 1".
По результатам проверки ТО Росздравнадзора пришел к выводу о нарушении Министерством положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при проведении процедуры предоставления и переоформления лицензии на медицинскую деятельность (далее - Закон N 323-ФЗ), что противоречит требованиям Закона N 99-ФЗ, а именно:
1) предоставляется лицензия на медицинскую деятельность при отсутствии следующих документов:
- копии учредительных документов юридического лица (устав), засвидетельствованные в установленном порядке;
- копии документов, подтверждающие наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление
соответствующей деятельности;
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
2) переоформляется лицензия на медицинскую деятельность при отсутствии документов, представленных лицензиатом,
- копии документов, подтверждающие наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 10.06.2019 N 77.
По результатам проверки ТО Росздравнадзора вынесено предписание от 10.06.2019 N 40, которым Министерству в срок по 10.11.2019 предписано устранить вышеперечисленные нарушения и обеспечить соблюдение требований Закона N 99-ФЗ.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции признал предписание ТО Росздравнадзора от 10.06.2019 N 40 недействительным в части обязания устранения Министерством нарушений при проведении процедуры предоставления и переоформления лицензий на медицинскую деятельность при отсутствии в лицензионных делах копий документов, подтверждающих наличие заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 15 Закона N 323-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук).
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 (далее - Положение N 323), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Согласно части 1 статьи 86 Закона N 323-ФЗ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны здоровья, в случае выявления нарушений законодательства в сфере охраны здоровья выдают обязательные для исполнения предписания.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Законом N 99-ФЗ.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и предъявляемые к ним требования определены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291).
В силу подпункта "е" пункта 4 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
В соответствии с пунктом 8 Положения N 291 при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные "б" - "д", "ж" и "з" пункта 7 настоящего Положения сведения (документы).
В силу подпункта "з" пункта 7 Положения N 291 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются, в том числе:
- копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте "е" пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования и (или) квалификации, либо копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Исходя из буквального толкования подпункта "е" пункта 4, подпункта "з" пункта 7 и пункта 8 Положения N 291 к заявлению о выдаче лицензии и к заявлению о переоформлении лицензии прилагаются документы, подтверждающие наличие у работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) соответствующего профессионального образования и (или) квалификации, либо копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Таким образом, вывод ТО Росздравнадзора о необходимости предоставления с заявлением копии документов, подтверждающих наличие заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) не соответствует требованиям пунктов 7 и 8 Положения N 291.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установили наличие в лицензионных делах: от 15.03.2019 N 10-01-021/19 ГБУЗ "Межрайонная больница N 1", от 28.02.2019 N 10-01-017/19 ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ", от 11.02.2019 N 10-01-010/19 ГБУЗ "Межрайонная больница N 1", от 09.04.2019 N 10-01-024/19 ООО "КМЦ" копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования и (или) квалификации у специалистов по обслуживанию медицинского оборудования, в связи чем обоснованно признали недействительным оспариваемое предписание ТО Росздравнадзора в части обязания устранения Министерством нарушений при проведении процедуры предоставления и переоформления лицензий на медицинскую деятельность при отсутствии в лицензионных делах копий документов, подтверждающих наличие заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию.
Несогласие ТО Росздравнадзора с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2020 по делу N А26-7008/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.