04 марта 2021 г. |
Дело N А52-1671/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Александровой Е.Н.,
рассмотрев 04.03.2021 кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 13.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по делу N А52-1671/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Демар Рус", адрес: 119602, Москва, ул. Академика Анохина, д. 6, корп. 1, кв. 111, ОГРН 1187746057542, ИНН 9729241265 (далее - Общество, ООО "Демар Рус"), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением об оспаривании постановления Псковской таможни, адрес: 180000, г. Псков, ул. Воровского, д. 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031 (далее - Таможня), от 23.04.2020 N 10209000-1000/2019 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 13.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 13.07.2020 и постановление от 15.10.2020, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, выявленное таможенным органом несоответствие имеющейся на ввезенных товарах маркировки требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 (далее - TP ТС 007/2011), свидетельствует о недостоверности сведений, указанных в сертификатах соответствия на эти товары, а, следовательно, и об их недействительности, что образует состав административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ. Отсутствие надлежащей маркировки не позволило Таможне сопоставить ввезенные товары с товарами, указанными в представленных при таможенном оформлении сертификатах соответствия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований судом кассационной инстанции в рассматриваемом случае не установлено.
Как следует из материалов дела, Общество подало декларацию на товары (далее - ДТ) N 10209095/250220/0000793 для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" следующих ввозимых товаров:
товар N 1: обувь повседневная, детская, водонепроницаемая, закрывающая лодыжку, но не закрывающая колено, с подошвой и верхом из пластмассы и съемной текстильной подкладкой: сапоги, всего 884 пары, производитель - DEMAR, товарный знак - DEMAR;
товар N 2: обувь повседневная подростковая, водонепроницаемая, закрывающая лодыжку, но не закрывающая колено, с подошвой и верхом из пластмассы и съемной текстильной подкладкой: сапоги, размер 36-37, длина стельки - 24,5 см, всего 8 пар, производитель - DEMAR, товарный знак - DEMAR;
товар N 3: обувь повседневная, детская, с подошвой из термопластической резины (тпр) и верхом из текстильных материалов, комбинированных с полимерными материалами: сапоги зимние детские, всего 774 пары, производитель - DEMAR, товарный знак - DEMAR;
товар N 4: обувь повседневная, подростковая, с подошвой из термопластической резины (тпр) и верхом из текстильных материалов, с шерстяной подкладкой: сапоги зимние подростковые, всего 48 пар, производитель - DEMAR, товарный знак - DEMAR.
Согласно товарно-сопроводительным документам отправителем товара является компания "UAB RAMEDIL" (Литва), получатель товара - ООО "Демар Рус". Перевозка товара осуществлялась перевозчиком "UAB Emons Transportas LT" (Литва).
В подтверждение соблюдения в отношении задекларированного товара установленных запретов и ограничений при таможенном оформлении Общество представило сертификаты соответствия от 25.12.2019 N ЕАЭС RU С-РL.НВ32.В.00062/19, от 17.09.2019 N ЕАЭС RU С-РL.ВЕ02.В.01347/19.
По результатам таможенного досмотра (акт N 10209095/270220/000057) Таможня установила отсутствие на упаковках товаров N 1, 2, 3, 4 маркировки на русском языке, а также сведений о материале верха, подкладки и подошвы.
На основании изложенного таможенный орган посчитал, что представленные сертификаты соответствия не подтверждают соответствие продукции требованиям TP ТС 007/2011 в части требований к маркировке, что свидетельствует о несоблюдении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации и образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
По факту допущенного нарушения Таможня определением от 10.03.2020 возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении N 10209000-1000/2020 и 10.04.2020 составила протокол об административном правонарушении, квалифицировав действия ООО "Демар Рус" по статье 16.3 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 23.04.2020 N 10209000-1000/2020 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, ООО "Демар Рус" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что выявленное таможенным органом несоответствие маркировки товара требованиям TP ТС 007/2011 само по себе не свидетельствует о нарушении установленных запретов и ограничений и не охватывается диспозицией статьи 16.3 КоАП РФ, в связи с чем признали оспариваемое постановление незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В статье 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
Согласно подпункту "в" пункта 2 названного Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
На ввозимый товар распространяются требования ТР ТС 007/2011.
В соответствии с требованиями пунктов 35, 36 раздела Х Перечня продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям ТР ТС 007/2011 (утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.03.2013 N 28) и с учетом кодов ТН ВЭД суды обоснованно заключили, что ввоз задекларированного Обществом товара должен сопровождаться представлением сертификата соответствия.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что ввозимая Обществом продукция "обувь повседневная, детская, подростковая" должна соответствовать требованиям технического регламента (ТР ТС 007/2011), подтверждением чего служат сертификаты соответствия, которые, в свою очередь, должны идентифицироваться, соотноситься с задекларированным товаром. Представление таких сертификатов обеспечивает подтверждение соблюдения декларантом установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Материалами дела подтверждается, что при декларировании товаров N 1, 2, 3, 4 декларантом представлены сертификаты соответствия от 25.12.2019 ЕАЭС RU С-PL.HB32.B.00062/19, от 17.09.2019 ЕАЭС RU C-PL.BE02.B.01347/19.
Суды отметили, что претензий к порядку оформлений сертификатов таможенный орган не предъявляет, невозможность применения сертификатов соответствия для целей подтверждения соблюдения в отношении спорных товаров установленных запретов и ограничений не доказана. На то, что сертификаты соответствия являются недействительными документами, не идентифицируются с ввозимым товаром по производителю, стране изготовления, наименованию изделия, Таможня также не ссылается.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что Обществом при декларировании товара представлены действующие документы, подтверждающие соответствие ввозимой продукции требованиям ТР ТС 007/2011. Иное из материалов дела не следует.
По существу, событие административного правонарушения в настоящем случае заключается в отсутствии на упаковке товара маркировки на русском языке и отсутствии в маркировке товара указаний на сведения о материале верха, подкладке, подошве, что является нарушением статьи 9 ТР ТС 007/2011.
Вместе с тем суды посчитали, что указанное нарушение не охватывается диспозицией статьи 16.3 КоАП РФ, поскольку само по себе не свидетельствует о нарушении установленных запретов и ограничений.
Суды правомерно исходили из того, что для квалификации совершенного правонарушения по указанной статье КоАП РФ недостаточно одного лишь несоответствия между маркировкой на товаре и сведениями, указанными в документе об оценке соответствия (в том числе отсутствие перевода маркировки на русский язык, наличие опечаток, ошибок, несоответствие формы маркировки). Исследовав товаросопроводительные документы, техническую документацию и другие документы, относящиеся к ввезенному товару, в совокупности, суды заключили, что поскольку в силу статьи 9 ТР ТС 017/2011 маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью, а в рассматриваемом случае в маркировке отсутствуют только сведения о материале верха, подкладки, подошвы, то имеется возможность идентифицировать товар. Как следствие, представленные сертификаты соответствия могут подтверждать соответствие товара требованиям пункта 12 ТР ТС 007/2011.
При этом отсутствие на маркировке товара части информации (при отсутствии иной информации, противоречащей сведениям, указанным в товаросопроводительных документах) свидетельствует лишь о неполном соответствии маркировки товара всем положениям ТР ТС 007/2011, но вовсе не о неотносимости к данному товару представленных Обществом сертификатов соответствия.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, суды обоснованно признали, что нарушение Обществом требований статьи 9 ТР ТС 007/2011 не охватывается диспозицией статьи 16.3 КоАП РФ, поскольку само по себе не свидетельствует о нарушении установленных запретов и ограничений, и в связи с этим признали оспариваемое постановление таможенного органа незаконным.
Таможенный орган не доказал, что представленные сертификаты соответствия относятся к иному товару, а также и тот факт, что на фактически заявленный в ДТ товар действие указанных сертификатов не распространяется, в материалах дела также отсутствуют доказательства того, что представленные сертификаты являются недействительными.
Правовой подход, в соответствии с которым вывод о недействительности (неотносимости к товару) документа об оценке соответствия для целей совершения таможенных операций должен быть сделан с учетом идентификации ввезенного товара путем соотнесения соответствующих сведений, отраженных в сертификате соответствия, с информацией о товаре, содержащейся в иных источниках (товаросопроводительных документах, технической документации и других документах, относящихся к ввезенному товару), соответствует разъяснениям ФТС России, изложенным в письме от 15.08.2018 N 01-11/50898.
Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 13.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по делу N А52-1671/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.