09 марта 2021 г. |
Дело N А26-3947/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Аникиной Е.А.,
рассмотрев 09.03.2021 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А26-3947/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - истец, Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - ответчик, Общество), о взыскании 285 руб. задолженности по арендной плате по договорам N 25 от 05.05.2017, N 32 от 16.05.2017, N 18 от 28.03.2018 со сроком платежей 15.03.2020.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление Общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.07.2020, принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении заявленных Министерством требований отказано. По заявлению Министерства 24.07.2020 изготовлено мотивированное решение.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 решение суда от 24.07.2020 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы Министерство указывает на то, что лесные участки не возвращены в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, и фактически используются Обществом в целях эксплуатации воздвигнутого им линейного объекта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова участвующих в деле лиц в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.05.2017 между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественником Министерства, арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 32 (далее - Договор N 32), по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 0,126 га (1 260 кв. м) с кадастровым номером 10:07:0042808:356, расположенный в части квартала N 82 Ладожского участкового лесничества Сортавальского лесничества, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - линии электропередачи (реконструкция и эксплуатация ВЛ-0,4 кВ от ТП-160 с устройством линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ).
Согласно пункту 5 Договора N 32 арендная плата за пользование участком составляет 3002 руб. в год, в том числе плата, вносимая в федеральный бюджет, в размере 3002 руб. в год.
Между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественником Министерства, арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор от 05.05.2017 N 25 (далее - Договор N 25) аренды лесного участка площадью 0,615 га (6 150 кв. м) с кадастровым номером 10:07:0042802:362, расположенного в части квартала N 69 Хелюльского участкового лесничества Сортавальского лесничества, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - ЛЭП (реконструкция и эксплуатация ВЛ-10 кВ Л-94-09 с устройством ответвления ВЛЗ-10 кВ в рамках договора технологического присоединения мусороперерабатывающего комплекса общества с ограниченной ответственностью "Спецтранс").
Согласно пункту 5 Договора N 32 арендная плата составляет 12 892 руб. в год, в том числе плата, вносимая в федеральный бюджет, в размере 12 892 руб. в год.
Между Министерством и Обществом (арендатором) также заключен договор 28.03.2018 N 18 (далее - Договор N 18) аренды лесного участка площадью 0,15 га (1 503 кв. м) с кадастровым номером 10:07:0062206:116, расположенного в части квартала N 120 Ладожского участкового лесничества Сортавальского лесничества, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - ЛЭП (реконструкция ВЛ-10 кВ Л-95-03 с устройством линейного ответвления ВЛЗ-10 кВ, монтажом ТП-10/0,4кВ, установкой ТП-6 0,4 кВ в поселке Хаапалампи).
Согласно пункту 5 Договора N 18 арендная плата составляет 3670 руб. в год, в том числе плата, вносимая в федеральный бюджет, в размере 3670 руб. в год.
В силу положений пункта 7 названных Договоров арендная плата вносится арендатором в порядке, предусмотренном Приложениями N 4 к этим Договорам.
В связи с завершением строительства и реконструкции спорных линейных объектов, расположенных на арендованных Обществом лесных участках, и подписанием 30.12.2017, 31.05.2018, 29.12.2018 соответствующих актов приемки законченных строительством объектов, Общество в соответствии с подпунктом "т" пункта 11 и пунктом 21 Договоров уведомило Министерство об отказе от Договоров, направив в его адрес письма от 13.08.2019 N МР2/3-50/297-31/2426, МР2/3/104-11/7189 и МР2/3-50/297-31/2424, с приложением актов приема-передачи (возврата) соответствующих лесных участков.
Письма об отказе от Договоров были получены Министерством, однако акты возврата лесных участков подписаны не были по причине неосвобождения лесных участков от возведенных опор линий электропередачи. При этом Обществу были направлены извещения о порядке внесения и размерах арендных платежей по спорным Договорам на 2020 год.
Претензии Министерства о погашении задолженности, в том числе по арендной плате по Договорам со сроком платежей 15.03.2020 были оставлены Обществом без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 450.1, 606, 610, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 21, 25, 45, 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пришел к выводу об отсутствии у Общества задолженности по арендной плате, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Как указано в части 3 статьи 45 ЛК РФ, лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В статье 9 ЛК РФ определены основания и порядок возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного пользования лесными участками.
Согласно частям 3 и 4 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с указанным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество, либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки (статья 622 ГК РФ).
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество уведомило Министерство об отказе от Договоров, направив в его адрес соответствующие заявления от 13.08.2019 N МР2/3-50/297-31/2426, МР2/3/104-11/7189 и МР2/3-50/297-31/2424, с приложением актов приема-передачи указанных лесных участков.
Министерством данные заявления получены 15.08.2019 и 16.08.2019.
С учетом установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что указанные Договоры в соответствии с их условиями прекратили свое действие по истечении 90 дней с даты получения Министерством уведомлений Общества от 13.08.2019. Судами также установлено, что на момент окончания действия Договоров все работы, связанные со строительством линейных объектов на лесных участках, завершены, арендная плата за период до окончания действия Договоров Обществом внесена.
В соответствии с частью 3 статьи 13 ЛК РФ объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.
В связи с тем, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р опоры вдольтрассовой линии электропередачи отнесены к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, суды отклонили довод Министерства о необходимости их демонтажа.
Из материалов дела следует, что задолженность по арендной плате за март 2020 года исходя из занимаемой площади участков непосредственно под опорами ЛЭП отсутствует в связи с наличием у ответчика за период с 01.09.2019 по 14.11.2019 переплаты в общей сумме 12,44 руб., что превышает размер арендной платы.
Наличие у Общества переплаты арендной платы за периоды до прекращения спорного договора на основании направленного Обществом отказа, с учетом которой задолженность по арендной плате за площадь участков под опорами ЛЭП у ответчика отсутствует, Министерством не опровергнуто.
С учетом изложенного оснований для взыскания с Общества арендной платы в спорный период не имеется, в связи с чем отказ судов в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А26-3947/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Судья |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество, либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки (статья 622 ГК РФ).
...
В соответствии с частью 3 статьи 13 ЛК РФ объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.
В связи с тем, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р опоры вдольтрассовой линии электропередачи отнесены к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, суды отклонили довод Министерства о необходимости их демонтажа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2021 г. N Ф07-480/21 по делу N А26-3947/2020