09 марта 2021 г. |
Дело N А56-104676/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Технотранс" Земцова Д.Г. (доверенность от 18.01.2021 N 11), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 25.12.2020), от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 23.12.2020 N 263), от общества с ограниченной ответственностью "Порт Высоцкий" Карпухина А.В. (доверенность от 22.06.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технотранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 по делу N А56-104676/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технотранс", адрес: 107140, Москва, Русаковская ул., д. 13, эт. 6, пом. ХIХ-1, ОГРН 1067746871400, ИНН 7707595605 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), от 20.05.2019 N 1661; обязании Администрации завершить в установленном порядке процедуру по рассмотрению заявления Общества от 19.04.2019 об утверждении схемы земельного участка ориентировочной площадью 32 556 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Северная ул., д. 10, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет); общество с ограниченной ответственностью "Порт Высоцкий", адрес: 188909, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Высоцкий, Кировская ул., д. 3, ОГРН 1044700875010, ИНН 4704056127 (далее - Порт).
Решением от 02.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, действия Общества по подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта по строительству Высоцкого зернового терминала, соответствовали областному законодательству, согласно которому образование земельного участка предшествует изданию распоряжения губернатора Ленинградской области, подтверждающего право заявителя на приобретение земельного участка без торгов; подготовка Администрацией схемы расположения земельного участка из состава земель населенных пунктов на основании заявления Порта о проведении торгов противоречит положениям пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); утвержденная оспариваемым постановлением Администрации схема расположения земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108 не соответствует требованиям земельного законодательства; дело рассмотрено без участия Правительства Ленинградской области, чьи права и законные интересы непосредственно затрагиваются принятыми судебными актами.
Порт в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая оспариваемое постановление соответствующим нормам земельного законодательства и не нарушающим права заявителя, оснований для предоставления которому земельного участка без проведения торгов не имеется.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Администрации, Комитета и Порта против удовлетворения жалобы возражали, считая выводы судов правильными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с марта 2018 года в Правительстве Ленинградской области с участием Общества обсуждался вопрос о строительстве в Ленинградской области Портового зернового терминала, в связи с чем Администрации и Комитету по природным ресурсам Ленинградской области было поручено определить площадку под строительство в соответствии с техническими характеристиками.
Порт обратился в Администрацию с заявлением от 04.03.2019 N 356/1, поступившим в Администрацию 05.03.2019 за входящим номером 3824, об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 32 556 кв. м в целях его формирования для последующего предоставления под расширение угольного терминала и строительства административных, бытовых, вспомогательных зданий и сооружений, а также объектов железнодорожного хозяйства и иной инфраструктуры порта.
Общество 12.03.2019 обратилось в Администрацию с пятью заявлениями от 12.03.2019 об утверждении схем расположения земельных участков, в том числе с заявлением (входящий номер 4213) об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 32 556 кв. м по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Высоцкое городское поселение", г. Высоцк.
Письмами от 21.03.2019 N 2774-2778 Комитет сообщил о принятии решений об отказе в утверждении схем расположения и предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков, в том числе земельного участка площадью 32 556 кв. м, на основании пункта 20 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку в заявлениях не указан вид разрешенного использования образуемых земельных участков.
Общество 19.04.2019 повторно подало в Администрацию аналогичные заявления, указав в них в качестве вида разрешенного использования всех пяти участков - для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней.
Письмом от 29.04.2019 N 3358-о, 3360-о Администрация сообщила Обществу о том, что по четырем заявлениям Общества в порядке межведомственного информационного взаимодействия схемы земельных участков направлены в филиал Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Ленобллес" - Рощинское лесничество в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельных участков к определенной категории земель; по заявлению об утверждении схемы земельного участка площадью 32 556 кв. м проводятся процедуры, необходимые для проведения аукциона на право предоставления спорного участка, в связи с наличием ранее поступившего заявления Порта об утверждении схемы расположения участка такой же площади.
Постановлением Администрации от 20.05.2019 N 1661 по результатам рассмотрения заявления Порта от 04.03.2019 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 21 695 кв. м, скорректированной с учетом поступившего от лесничества ответа, местоположением: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Высоцкое городское поселение", г. Высоцк, территориальная зона КС, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - склады.
В Единый государственный реестр недвижимости 29.07.2019 внесены сведения о земельном участке площадью 21 579 кв. м с разрешенным использованием "склады" с присвоением участку кадастрового номера 47:01:0301002:108.
Общество, считая, что утверждение Администрацией схемы расположения земельного участка противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права, в том числе в сфере инвестиционной деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 3 пункта 2 той же статьи без проведения торгов договор аренды земельного участка может быть заключен в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 39.14 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включающий подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 1); подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 2 пункта 1), а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных, в частности, пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ). К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ (подпункт 2).
Суды, проанализировав собранные по делу доказательства, правомерно посчитали недоказанным Обществом, что на момент подачи заявлений в марте 2019 года и издания Администрацией оспариваемого постановления от 20.05.2019 N 1661 имелись основания для предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка без проведения торгов. Акт губернатора Ленинградской области о соответствии инвестиционного проекта Общества критериям, установленным Областным законом Ленинградской области от 11.02.2016 N 1-оз, для реализации которого земельный участок мог быть предоставлен без проведения торгов, принят не был. Предварительные обсуждения и согласования вопроса о реализации предлагаемого Обществом инвестиционного проекта не порождают обязанность Администрации утвердить схему расположения земельного участка по заявлению Общества. Ввиду отсутствия у Общества в данный период права на предоставление земельного участка без проведения торгов нельзя считать нарушенными какие-либо его права утверждением Администрацией схемы расположения земельного участка по заявлению Порта для проведения аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка. По этой же причине не имеют правового значения возражения Общества относительно несоответствия утвержденной оспариваемым постановлением Администрации схемы требованиям земельного законодательства.
Распорядительные акты Ленинградской области и документы территориального планирования, принятые после издания Администрацией оспариваемого постановления, на которые ссылается Общество, не имеют правового значения для оценки законности данного ненормативного акта и не подтверждают наличие у Общества права на предоставление земельного участка на момент издания постановления от 20.05.2019 N 1661.
При таком положении суды правомерно отказали в удовлетворении требований Общества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 14.12.2020 N 53.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 по делу N А56-104676/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технотранс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Технотранс", адрес: 107140, Москва, Русаковская ул., д. 13, эт. 6, пом. ХIХ-1, ОГРН 1067746871400, ИНН 7707595605, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ (подпункт 2).
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 14.12.2020 N 53."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2021 г. N Ф07-663/21 по делу N А56-104676/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-663/2021
27.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22367/20
02.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104676/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104676/19