12 марта 2021 г. |
Дело N А56-33805/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Мостотрест" Чиняевой А.Е. (доверенность от 01.02.2021 N 27), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5" Миловановой Д.Ю. (доверенность от 11.12.2020),
рассмотрев 09.03.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Мостотрест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А56-33805/2020,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Мостотрест", адрес: 195279, Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. 42, ОГРН 1157847455402, ИНН 7806215195 (далее - Учреждение, СПБ ГБУ "Мостотрест"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление), от 02.03.2020 и предписания от 02.03.2020 по делу N 44-1249/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5" (далее - СПБ ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N 5").
Решением суда первой инстанции от 15.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.11.2020, в удовлетворении заявленных СПБ ГБУ "Мостотрест" требований отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Податель кассационной жалобы полагает действия Учреждения соответствующими положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), практике размещения закупок и заключения контрактов. Считает ошибочным вывод судов о запрете объединения медицинских услуг в один лот. По мнению подателя жалобы, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования достаточно наличия у медицинского учреждения лицензии на оказание данной услуги.
Представитель СПБ ГБУ "Мостотрест" в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель СПБ ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N 5", считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Учреждением (заказчиком) 18.02.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических), обязательного психиатрического освидетельствования работников (извещение N 0372200290020000017).
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 1 459 997,40 руб.
СПБ ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N 5" обратилось в УФАС с жалобой (вх. 5758-ЭП/20 от 21.02.2020) на действия Учреждения при определении поставщика, ссылаясь на то, что заявленные заказчиком услуги "обязательное психиатрическое освидетельствование" и "предварительные и периодические медицинские осмотры" не могут быть объединены в одну закупку (один лот).
Решением УФАС по Санкт-Петербургу от 02.03.2020 по делу N 44-1249/20 жалоба СПБ ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N 5" признана обоснованной; в действиях заказчика установлены нарушения часть 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании указанного решения СПБ ГБУ "Мостотрест" выдано предписание от 02.03.2020 по делу N 44-1249/20 об устранении нарушений законодательства о закупках.
СПБ ГБУ "Мостотрест", полагая, что решение и предписание нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 АПК РФ, положениями Закона о контрактной системе, и исходил из того, что оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок; любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1); конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).
Согласно статье 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к участнику закупки, а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3).
Как следует из материалов дела, извещением о проведении конкурса от 18.02.2020 N 0372200290020000017 установлено, что объектом закупки является оказание услуг по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических), обязательного психиатрического освидетельствования работников.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н).
В соответствии с пунктом 4 Приказа N 302н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5.1).
Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (статья 65 Закона N 323-ФЗ).
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" определено, что гражданин может быть временно признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил определено, что освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранения.
Вопросы создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Порядок).
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, Комиссия УФАС и суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что вопрос о наличии (отсутствии) оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), в том числе вопрос психиатрического освидетельствования, решается в особом порядке врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Судами также принято во внимание, что перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Санкт-Петербурга, имеющих врачебные комиссии по проведению обязательных психиатрических освидетельствований, установлен постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070 "О Комитете по здравоохранению" (пункты 3.1-10) и от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" (пункт 3.1.2).
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о том, что поскольку законодатель по-разному регулирует вопросы создания медицинских комиссий для прохождения периодических медицинских осмотров и создания комиссий для психиатрического освидетельствования, включение в один лот услуг по оказанию указанных медицинских осмотров (освидетельствований) безусловно будет ограничивать конкуренцию, так как не все медицинские организации, уполномоченные на проведение периодических медицинских осмотров, имеют в своем составе утвержденные уполномоченным органом здравоохранения врачебные комиссии по психиатрическому освидетельствованию.
В части 1 статьи 27 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных данным законом.
Порядок и условия участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках определены в статье 30 Закона N 44-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 названной статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Как установлено комиссией УФАС, в соответствии с Разделом 14 "Ограничения, устанавливаемые заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона, привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона" конкурсной документации, заказчиком установлено следующее ограничение: "Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в соответствии со статьей 30 Закона".
Вопреки доводам жалобы приведенные условия конкурсной документации содержат требования, нарушающие права участников, не являющихся по своей организационно-правовой форме субъектами малого предпринимательства либо социально ориентированными некоммерческими организациями, что является нарушением части 2 статьи 8, пункта 1 части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления Учреждения.
Доводы СПБ ГБУ "Мостотрест", изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А56-33805/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Мостотрест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 названной статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
...
Вопреки доводам жалобы приведенные условия конкурсной документации содержат требования, нарушающие права участников, не являющихся по своей организационно-правовой форме субъектами малого предпринимательства либо социально ориентированными некоммерческими организациями, что является нарушением части 2 статьи 8, пункта 1 части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2021 г. N Ф07-1235/21 по делу N А56-33805/2020