15 марта 2021 г. |
Дело N А05-1458/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 15.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каменева Алексея Владимировича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А05-1458/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Каменеву Алексею Владимировичу, ОГРНИП 316290100095461, ИНН 292001621670 (далее - глава КФХ), о взыскании 1 110 423 руб. 20 коп. средств субсидии, предоставленной по соглашению от 24.01.2018 N 01-37/7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Контрольно-счетная палата Архангельской области (далее - КСП) и Администрация муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020, исковые требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе и дополнениям к ней, глава КФХ, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы настаивает на том, что при проведении проверки инспекторами КСП не запрашивались документы ВСД, а также документы, подтверждающие качество реализуемого молока государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, а именно протокол лабораторных испытаний о безопасности молока, соответственно Министерство не вправе ссылаться на данные нарушения, так как изначально данные нарушения не выявлялись и не фиксировались. Податель жалобы отмечает, что истец не поддерживает исковые требования и не поддерживал, а также занимает неактивную процессуальную сторону, что свидетельствует об отсутствии у него правового интереса в рассмотрении настоящего дела. Как указывает податель жалобы, реализованное им молоко соответствует медико-биологическим, санитарным нормам, техническим условиям и государственным стандартам. По мнению главы КФХ, суды неправомерно посчитали, что данные документы не подменяют собой проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, в связи с чем, суды ошибочно пришли к выводу, что результатом проведения ветеринарно-санитарной экспертизы является выдача ветеринарных справок по форме N 4. Как указывает податель жалобы, для оформления ВСД достаточно протокола лабораторных испытаний. Кроме того, по мнению ответчика, поскольку население приобретает молоко для личного потребления, то оформления ВСД не требуется.
В отзыве на кассационную жалобу КСП просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что между главой КФХ Каменевым А.В. и муниципальным образованием "Плесецкий муниципальный район" заключено соглашение от 24.01.2018 N 01-37/7 о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидий юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), крестьянскому (фермерскому) хозяйству, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - соглашение), согласно пункту 1.1 которого Министерство предоставляет главе КФХ денежные средства в виде субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с производством (реализацией) сельскохозяйственной продукции, в том числе, по направлению повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Согласно пункту 2.1 соглашения субсидии предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного комплекса и рыбохозяйственного комплекса, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы" (далее - Правила предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 3.1.2 Соглашения субсидии предоставляются при представлении получателем субсидии в министерство (муниципальное образование) документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляются субсидии.
Пунктами 4.3.2, 4.3.7 соглашения установлена обязанность получателя субсидии обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидий в соответствии с соглашением, обеспечить полноту и достоверность сведений, предоставляемых в Министерство в соответствии с настоящим соглашением.
Судами установлено, что главой КФХ в Министерство были представлены: заявления о предоставлении субсидии по форме, утвержденной постановлением Министерства, справки-расчеты для выплаты субсидии по форме, утвержденной постановлением Министерства и главе КФХ были перечислены соответствующие суммы субсидий.
В связи с изменениями ставок главой КФХ в Министерство были представлены новые заявления, сводные реестры и справки - расчеты и по итогу за 2018 год Министерством на счет заявителя было перечислено 1 279 447 руб. 98 коп., в том числе за счет средств софинансирования областного и федерального бюджетов - 260 998 руб. 38 коп. и за счет средств областного бюджета - 1 018 449 руб. 60 коп. (сумма переплаты средств областного бюджета в размере 3039 руб. 34 коп. платежным поручением от 07.03.2019 N 30 возвращена заявителем в Министерство).
Из материалов дела следует, что согласно отчету о производственно-финансовых показателях заявителя по состоянию на 01.01.2019 (по форме согласно приложению N 6 к соглашению) объем производства по молоку составил 340,481 тонн, объем реализации молока - 340,481 тонн. Общий объем, заявленный на получение субсидии главой КФХ в Министерство, исходя из справок-расчетов, составил 335 971 кг (100%), из них реализовано населению - 292 281 кг (87%), ООО МЗ "Каргопольский N 31 637 кг (9,4%) и ФКУ ИК - 29 УФСИН - 12 053 кг (3,6%).
Судами на основании материалов дела установлено, что КСП на основании плана работы на 2019 год и распоряжения председателя от 20.05.2019 N 23-р "О назначении контрольного мероприятия" было проведено контрольное мероприятие "Проверка правомерности использования Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий, выделяемых в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы", в ходе которой в отношении главы КФХ выявлены следующие нарушения: не представлены первичные учетные документы, а именно формы первичной документации по учету движения продукции животноводства, подтверждающих сведения об объемах производства молока в КФХ; по итогам деятельности за 2018 год в нарушение пункта 4.3.2 соглашения не обеспечено достижение значений показателей по среднемесячной заработной плате, созданию новых рабочих мест в количестве 6 единиц, по поголовью крупного рогатого скота; в нарушение пункта 4.3.7 соглашения не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных в Министерство; ветеринарные сопроводительные документы оформлены в бумажном виде, что влечет нарушение пунктов 10, 11 Правил обращения молока и молочной продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства; в нарушение пункта 4.3.7 соглашения не обеспечена полнота и достоверность сведений по валовому производству молока, представленных в Министерство; в объемы на получение субсидии включено сырое молоко, реализованное в нарушение пункта 10 главы IV ТР ТС 033/2013 населению без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, следовательно, документы подтверждающие, что реализованное молоко соответствует по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам у главы КФХ отсутствуют (при реализации сырого молока из емкостей специализированных транспортных средств в тару потребителя продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить потребителям соответствующие документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы),в ФГИС "Меркурий" данные по реализации населению отсутствуют; в нарушение пункта 29 Порядка главой КФХ в объемы для получения субсидии включено реализованное молоко населению в количестве 292 281 кг без ветеринарно-санитарной экспертизы, следовательно, не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам (в соответствии с установленными нормами пункта 10 и пункта 11 главы ТР ТС 033/2013 при реализации сырого молока из емкостей специализированных транспортных средств или другой тары, выполненных их материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, в тару потребителя продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны иметь ветеринарные сопроводительные документы, выданные уполномоченным органом государства-члена, подтверждающие безопасность сырого молока).
На основании выявленных нарушений, КСП пришла к выводу о переплате субсидий главе КФХ за 4 квартал 2017 года и 1-3 кварталы 2018 года в размере 1 110 423 руб. 20 коп., что отражено в акте проверки от 17.10.2019, акте проверки от 25.06.2019.
По результатам проверки Министерство направило главе КФХ требование от 10.01.2020 N 205-01/41 о возврате средств субсидии в размере 1 110 423 руб. 20 коп. в течение 15 рабочих дней со дня предъявления требования, требование Министерства получено главой КФХ 18.01.2020.
Поскольку требование Министерства от 10.01.2020 N 205-01/41 о возврате средств субсидии в размере 1 110 423 руб. 20 коп. главой КФХ не было исполнено в установленный срок, Министерство обратилось арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы, признал требования обоснованными частично.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта (пункт 7 статьи 78 БК РФ).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Статьей 8 Областного закона от 15.12.2017 N 581-40-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" установлено, что из областного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области. Порядок предоставления в 2018 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждается Правительством Архангельской области.
Правила предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного комплекса и рыбохозяйственного комплекса утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы".
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий и грантов, является Министерство.
Предоставление субсидий осуществляется Министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования.
Субсидии и гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий предоставление субсидий осуществляется Министерством на основании заключенных с заявителем и органами местного самоуправления муниципального района Архангельской области, на территории которого сельскохозяйственный товаропроизводитель осуществляет деятельность (далее - орган местного самоуправления), соглашений о предоставлении субсидий (далее - соглашение) по форме, утверждаемой постановлением Министерства в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утверждаемой постановлением Министерства финансов Архангельской области.
Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по соглашению, является согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашению, на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии (подпункт1 пункта 10 Правил предоставления субсидий).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Правил предоставления субсидий в соглашении предусматривается порядок возврата субсидий в областной бюджет в случае нарушения условий, целей и порядка их предоставления.
Согласно пункту 27 Правил предоставления субсидий субсидии, направленные на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусматривающие поддержку собственного производства молока, предоставляются Министерством за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств, поступивших в порядке софинансирования из федерального бюджета, сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) путем возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) заявителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока.
В силу пункта 29 Правил предоставления субсидий субсидия не предоставляется: за молоко, использованное на внутрихозяйственные нужды; за реализованное молоко, не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам; за молоко, не произведенное, а закупленное для последующей реализации; в случае не обеспечения сохранности поголовья коров в отчетном финансовом году к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, начавших хозяйственную деятельность по направлению предоставления субсидий в отчетном финансовом году).
Пунктом 31 Правил предоставления субсидий установлено, что для предоставления субсидии заявитель представляет в органы местного самоуправления до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, а также: сведения о наличии поголовья коров и (или) коз на первое число квартала, заявленного к субсидированию; сведения об объемах производства молока, об объемах реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока по форме N 24-сх "Сведения о состоянии животноводства" - по состоянию на 1 января текущего года и форму N П-1 (СХ) "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" - по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом (для юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (кроме субъектов малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств); сведения о молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год и год, предшествующий отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей с началом хозяйственной деятельности по направлению предоставления субсидий в отчетном финансовом году); реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за период, заявленный к субсидированию.
В соответствии с пунктом 32 Правил предоставления субсидий органы местного самоуправления в течение пяти календарных дней со дня представления заявителем документов, указанных в пункте 31 настоящих Правил, направляют в Министерство сводный реестр в разрезе заявителей по форме, установленной постановлением министерства.
Согласно пункту 38 Правил предоставления субсидий субсидии из федерального бюджета предоставляются ежеквартально получателям субсидий на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за квартал, заявленный к субсидированию начиная с I квартала текущего года.
Субсидии из областного бюджета предоставляются ежеквартально на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за квартал, заявленный к субсидированию, начиная с IV квартала года, предшествующего текущему году по III квартал текущего года включительно.
В соответствии с пунктом 305 Порядка предоставления субсидий в случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования.
При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию Министерством в судебном порядке.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.
Согласно пункту 1 статьи 30 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность.
Ветеринарно-санитарная экспертиза непереработанной пищевой продукции животного происхождения проводится в целях: установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных.
В соответствии с пунктом 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013) сырое молоко - молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более 40°С или обработке, в результате которой изменяются его составные части.
Как указано в пункте 7 главы IV ТР ТС 033/2013 молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Соответствие молока и молочной продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований, а также требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется (пункт 97 главы XIII ТР ТС 033/2013).
Согласно пункту 10 главы IV ТР ТС 033/2013 при реализации физическими лицами на рынках, включая сельскохозяйственные рынки, молока и молочной продукции непромышленного изготовления обязательно доведение до потребителей информации любым удобным способом об их безопасности в ветеринарно-санитарном отношении, об их наименованиях, месте производства (об адресе), дате производства.
При реализации сырого молока из емкостей специализированных транспортных средств или другой тары, выполненных из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, в тару потребителя продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны иметь документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, выданные уполномоченным органом государства-члена.
Процессы реализации сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, а также подвергшихся предварительной термической обработке, в том числе пастеризации, должны соответствовать требованиям, установленным в пункте 10 настоящего технического регламента, и требованиям ТР ТС 021/2011 (пункт 28 главы VI ТР ТС 033/2013).
Согласно пункту 11 ТР ТС 033/2013 при поставках сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприемные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить ветеринарные сопроводительные документы, выданные уполномоченным органом государства-члена, подтверждающие безопасность сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что отклонение от требований ТР ТС 033/2013 в соответствии с пунктом 97 ТР ТС 033/2013 свидетельствует о несоответствии молока указанному техническому регламенту.
Министерством сельского хозяйства России разработаны Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (утверждены Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589) (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648.
Суды указали, что молоко и продукция молочного происхождения поименованы в данном перечне.
В соответствии с пунктом 3 Правил ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) должны оформляться в следующих случаях: при производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами); при перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами); при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Исключение, упоминаемое в подпункте 1 пункта 1, составляют случаи производства партии подконтрольного товара в предприятии общественного питания в случае последующей реализации партии подконтрольного товара для питания людей на данном предприятии общественного питания, либо в случае последующей реализации партии подконтрольного товара конечному потребителю для его питания в любом ином месте, а также в перерабатывающих цехах предприятий розничной торговли, если переработанные продукты представляют собой кулинарные изделия или готовые блюда, предназначенные для реализации конечному потребителю на данном предприятии розничной торговли (подпункты "а", "б" пункта 15 Правил).
Согласно подпункту "в" пункта 15 Правил не требуется оформления ВСД при производстве подконтрольного товара, предназначенного для использования производителем данного подконтрольного товара в целях, не предназначенных для его реализации, в том числе для личного потребления, содержания и (или) кормления животных, принадлежащих производителю подконтрольного товара, использования подконтрольного товара, представляющего собой приманки для охоты и рыбной ловли, производителем подконтрольного товара в процессе охоты или рыбалки, использования подконтрольного товара для удобрения принадлежащих производителю подконтрольного товара или находящихся в его пользовании земельных участков, коллекционирования (хранения коллекций) подконтрольного товара, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 7 Правил при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании: сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров; результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации; лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации; данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных); данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар; справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия); иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2018 ветеринарные сопроводительные документы (сертификаты, свидетельства и справки) должны оформляться исключительно в электронном виде. С указанной даты все организации, которые имеют дело с продукцией, подконтрольной Госветнадзору, обязаны подключиться к системе "Меркурий".
В силу пункта 9.1 Порядка представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства России от 30.06.2017 N 318, представление информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров осуществляется с использованием компонента ВетИС-Меркурий, предназначенного для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров и оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, сохранения и обработки информации о них.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание вышеизложенные нормы действующего законодательств, правомерно удовлетворили требования Министерства в части и указали следующее.
В ходе проверки главы КФХ были исследованы сведения о заявленных к субсидированию объемах молока, в результате чего установлено, что объемы производства молока, указанные в справках-расчетах как отпущенные населению (с автомобиля с цистерной), не подтверждены какими-либо документами, в том числе ВСД, содержащими сведения о его производстве (отсутствуют ВСД как на бумажном носителе, так и в электронном виде).
При этом проверкой установлено выполнение требований пункта 11 ТР ТС 033/2013 в отношении объема молока, реализованного ООО МЗ "Каргопольский" и ФКУ ИК-29 УФСИН.
Также проверкой установлено, что на молоко, указанное в справках-расчетах как отпущенное населению (с автомобиля с цистерной), отсутствует информация о его реализации на рынке, в том числе на сельскохозяйственном рынке (согласно письму от 04.06.2019 МП МО "Мирный" "Муниципал-сервис" по договору оказания услуг по предоставлению торгового места для осуществления торговли сырым молоком в период 2017-2018 указанные услуги главе КФХ не оказывались).
По результатам проверки установлено, что отсутствуют документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока, отпущенного населению (отсутствуют ветеринарные справки на бумажном носителе или в электронном виде).
При этом, в ходе проверки был сделан запрос от 06.06.2019 N 01-02/722 в государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Станция по борьбе с болезнями животных", из ответа от 14.06.2019 N 128 на который следует, что главе КФХ за период с октября 2017 по сентябрь 2018 для реализации на территории Плесецкого района с автомашины УАЗ (регистрационный номер Н 335 РР 29) сырого молока ветеринарные сопроводительные документы не выдавались, ветеринарно-санитарная экспертиза для реализации населению молока сырого не проводилась.
Проверкой установлено, что в ФГИС "Меркурий" данные по реализации населению сырого молока отсутствуют и главой КФХ не представлены документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы отпущенного населению сырого молока, заключающейся согласно пункту 2 статьи 20 ТР ТС 021/2011 в установлении соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции и установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных.
Из материалов дела следует, что главой КФХ в ходе проверки были представлены договоры от 27.01.2017 N 5/020-с, от 17.04.2018 N 5/055-с с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области" на проведение лабораторных исследований сырого молока, протоколы лабораторных испытаний от 05.02.2018 N 97, от 26.03.2018 N 314, от 28.06.2018 N 812, программа производственного контроля животноводческой молочнотоварной фермы в с. Федово, а также ветеринарные справки в количестве 13 шт., выданные ГБУ АО "Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных" в период 01-29 сентября 2017 года, то есть до периода, заявленного к субсидированию.
Вместе с тем, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в силу положений пунктов 2, 7 Правил, статьи 30 ТР ТС 021/2011 документы о проведении лабораторных испытаний молока не подменяют проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, для которой необходимы данные о благополучии в ветеринарном отношении крестьянского (фермерского) хозяйства (о состоянии здоровья животных, о проведении ветеринарно-санитарных мероприятий и вакцинаций животных), о состоянии емкости с молоком и прочее.
Судами отмечено, что результатом проведения ветеринарно-санитарной экспертизы является выдача ветеринарных справок по форме N 4, утвержденной Правилами. Исследование молока является частью ветеринарно-санитарной экспертизы.
Кроме того, суды приняли во внимание, что согласно ответу от 26.03.2020 N 405-02-19/402 Инспекции по ветеринарному надзору в Архангельской области, реализация сырого молока в розничную сеть на таможенной территории Таможенного союза не предусмотрена ТР ТС 033/2013, также как не предусмотрена его реализация населению вне рынков, его поставка возможна на молокоприемные пункты или молокоперерабатывающие предприятия.
Суды отметили, что согласно ответу, указанные требования, изложенные в пунктах 10, 11 ТР ТС 033/2013, неоднократно разъяснялись Каменеву А.В. (изложен механизм оформления справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах, на основании которых производителями молока могут самостоятельно оформляться ВСД для его перемещения на молокоперерабатывающие предприятия). Данные ВСД выдавались Каменеву А.В. для отправки молока ФКУ ОИУ ОУДД-2 УФСИН России по Архангельской области и для транспортировки на молокоперерабатывающие предприятия.
Поскольку качество реализованного молока за 4 квартал 2018 года частично было подтверждено ответчиком в ходе судебного разбирательства, суды сочли необоснованным требование Министерства в части возврата излишне перечисленной суммы субсидии за 4 кв. 2018 года в размере 137 964 руб. 70 коп.
Таким образом, судами на основании материалов дела было установлено, что главой КФХ для получения субсидии в объемы реализованной продукции включено молоко в количестве 248 744 кг, отпущенное населению в нарушение требований пунктов 7, 10, 28 ТР ТС 033/2013 и статьи 30 ТР ТС 021/2011, без проведения его ветеринарно-санитарной экспертизы, что в силу пункта 97 ТР ТС 033/2013 свидетельствует о реализации молока, не соответствующего техническим регламентам.
То есть, как верно указали суды, получателем субсидии нарушены пункты 1, 2 статьи 78 БК РФ, пункты 27, 29, 31, 38 Правил предоставления субсидий, пункты 2.1, 3.1.2, 4.3.2, 4.3. 7 соглашения, то есть нарушены условия предоставления субсидии, что привело к излишнему перечислению средств бюджета в размере 975 458 руб. 50 коп.
Довод подателя жалобы о том, что Правила предоставления субсидий и соглашение от 24.01.2018 не предусматривают условий об обязательном предоставлении ВСД для получения субсидий, обоснованно отклонен судами, поскольку указанные документы продавец молока обязан иметь в силу закона и в случае установления факта их отсутствия вернуть средства полученной субсидии.
Как указано ранее, подпунктом 2 пункта 29 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии не предоставляются за реализованное молоко, не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требование Министерства в части обязания ответчика возвратить средства субсидии в сумме 975 458 руб. 50 коп.
Суды также обоснованно отклонили доводы главы КФХ о том, что для предоставления субсидии достаточно протокола лабораторных испытаний молока, указав, что указанная позиция не соответствует положениям статьи 30 ТР ТС 021/2011, согласно которым ветеринарная экспертиза проводится в целях установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных. Таким образом проверке подлежит не только молоко, но и процессы его производства, хранения, реализации, перевозки, установление благополучия производственных объектов, а также самих животных.
Кроме того, суды также правомерно отклонили довод ответчика относительно отсутствия необходимости оформления ВСД при реализации молока населению для личного потребления, указав, что глава КФХ неоднократно предупреждался о запрете реализации молока населению вне рынков и без документов о ветеринарно-санитарной экспертизе, что подтверждается памяткой Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, с которой ответчик был ознакомлен лично. (исключение, сделанное в последнем абзаце пункта 3 Правил оформления ВСД, связано с отсутствием возможности и необходимости у населения оформлять ВСД при покупке продукции для личных нужд).
Оснований не согласится с выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы главы КФХ повторяют его позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судами норм права и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установил все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А05-1458/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каменева Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.