г. Вологда |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А05-1458/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каменева Алексея Владимировича, представителя Быкова Н.И. по доверенности от 20.07.2020, от контрольно-счетной палаты Архангельской области Пышкиной К.А. по доверенности от 06.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном онлайн - заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каменева Алексея Владимировича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2020 года по делу N А05-1458/2020,
УСТАНОВИЛ:
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Каменеву Алексею Владимировичу (адрес: 164262, Архангельская область, поселок Плесецк; ОГРНИП 316290100095461, ИНН 292001621670; далее - Глава КФХ) о взыскании 1 110 423 руб. 20 коп. в возврат средств субсидии, предоставленных по соглашению от 24.01.2018 N 01-37/7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены контрольно-счетная палата Архангельской области (далее - КСП) и Администрация муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2020 года по делу N А05-1458/2020 исковые требования удовлетворены частично.
Глава КФХ с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. При проведении проверки, инспекторами КСП не запрашивались ВСД документы, а также документы, подтверждающие качество реализуемого молока государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам. Истец не вправе ссылаться на нарушение положений пунктов 29 Правил предоставления субсидий, так как изначально данные нарушения не выявлялись и не фиксировались. В ходе проверки ответчик представил договоры на проведение лабораторных исследований сырого молока, протоколы лабораторных испытаний, программа производственного контроля животноводческой молочнотоварной фермы в с. Федово, а также ветеринарные справки в количестве 13 штук. Суд первой инстанции неправомерно посчитал, что данные документы не подменяют собой проведение ветеринарно-санитарной экспертизы. Правила предоставления субсидий и соглашение от 24.01.2018 не предусматривают условий об обязательном предоставлении ВСД ответчиком для получения субсидий. Данные нормативные акты не содержат ответственности за не предоставление ВСД ответчиком, как основание для возврата всей суммы субсидии. Истец изначально не усматривал нарушений со стороны ответчика. Программным средством оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов является информационная система "Меркурий" - компонент Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии. Суд первой инстанции не дал оценку доводам ответчика о том, что последний с июля 2017 года зарегистрирован в системе "Меркурий". Система "Меркурий" работала до 01.01.2019 в тестовом режиме. В материалах дела есть письменный ответ Плесецкой районной станции по борьбе с болезнями животных о том, что для оформления ВСД достаточно протокола лабораторных испытаний молока. В связи с чем считает, что для предоставления субсидии достаточно протокола лабораторных испытаний молока. Население приобретает молоко для личного потребления, оформление ВСД не требуется. В материалах дела не имеется сведений о привлечении ответчика к ответственности за нарушение требований технических регламентов в отношении молока, реализованного в заявленных к субсидированию периодах.
Представитель Глава КФХ в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
КСП в отзыве на апелляционную жалобу с учетом дополнений и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство в отзыве указало на отсутствие оснований для отказа в выплате субсидии.
От Администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Главой КФХ Каменевым А.В. и МО "Плесецкий муниципальный район" заключено соглашение о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидий юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), крестьянскому (фермерскому) хозяйству, индивидуальному предпринимателю-производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг N 01-37/7 от 24.01.2018 (далее - Соглашение), согласно пункту 1.1 которого министерство предоставляет Главе КФХ Каменеву А.В. денежные средства в виде субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с производством (реализацией) сельскохозяйственной продукции, в том числе, по направлению повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидии предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного комплекса и рыбохозяйственного комплекса утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы" (далее - Правила предоставления субсидий),
В соответствии с пунктом 3.1.2 Соглашения субсидии предоставляются при представлении получателем субсидии в министерство (муниципальное образование) документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляются субсидии.
Пунктами 4.3.2, 4.3.7 Соглашения установлена обязанность получателя субсидии обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидий в соответствии с соглашением; обеспечить полноту и достоверность сведений, предоставляемых в министерство в соответствии с настоящим Соглашением.
Приложением 1 к соглашению установлены показатели результативности, в том числе численность занятых в сельском хозяйстве, показатель производства молока.
Главой КФХ Каменевым А.В. в Министерство представлены:
1) заявления о предоставлении субсидии по форме, утвержденной постановлением министерства за 4 квартал 2017 года от 22.01.2017; за 1 квартал 2018 года от 06.04.2018; за 2 квартал 2018 года от 02.07.2018; за 3 квартал 2018 года от 03.10.2018; за 4 квартал 2017 и 1,2,3 квартал 2018 года от 09.11.2018;
2) справки-расчеты для выплаты субсидии по форме, утвержденной постановлением министерства.
За 4 квартал 2017 года справка-расчет предоставлена ответчиком на общую сумму 139 194,30 руб. за 66,283 тонны реализованного молока по ставке 2100,00 руб./т: октябрь - 25,014 тонн, из них: переработчикам 7,917 тонн, в бюджетную сферу - 0, населению области - 17,097 тонн; ноябрь - 20,461 тонн, из них: переработчикам 7,000 тонн, в бюджетную сферу - 0, населению области - 13,461 тонн; декабрь - 20,808 тонн, из них: переработчикам 4,000 тонн, в бюджетную сферу - 3,829, населению области - 12,979 тонн.
Министерством на счет Каменева А.В. 26.01.2018 перечислена субсидия в размере 139 194,30 руб. за счет средств областного бюджета (КБК 04050510172220811), что составляет 100 % от расчета субсидии.
За 1 квартал 2018 года справка-расчет предоставлена ответчиком на 76,418 тонны реализованного молока, в том числе: январь: реализовано 21,408 тонн высшего сорта, из них: переработчикам реализовано 3,000 тонны, населению области - 18,408 тонн; февраль: реализовано 24,842 тонны высшего сорта молока населению области; март: реализовано 30,168 тонн высшего сорта, из них: в бюджетную сферу - 4,116 тонн, населению области - 26,052 тонн.
Министерством на счет Каменева А.В. 19.04.2018 перечислено 153 260,54 руб. и 20.04.2018 - 72 172,56 руб., что составляет 100 % от расчета субсидии.
За 2 квартал 2018 года по сведениям Каменева А.В., представленным в Министерство, реализовано 98,340 тонн молока высшего сорта, в том числе: апрель - 31,649 тонн, из них: в бюджетную сферу - 2,311 тонн, населению области - 29,338 тонн; май - 33,838 тонны, из них: в бюджетную сферу - 1,797 тонн, населению области - 32,041 тонн; июнь - 32,853 тонны, из них: переработчикам - 1,000 тонну, населению области - 31,853 тонн.
Министерством на счет Каменева А.В. 09.07.2018 перечислено 197 226,33 руб. и 10.07.2018 - 9 876,67 руб., что составляет 100 % от расчета субсидии.
За 3 квартал 2018 года по сведениям Каменева А.В., представленным в Министерство, реализовано 94,930 тонн молока высшего сорта, в том числе: июль - 33,128 тонны населению области; август - 32,053 тонны населению области; сентябрь - 29,749 тонны, из них населению области - 21,029 тонн и переработчикам - 8,720 тонн. Министерством на счет Каменева А.В. 10.10.2018 перечислено 190 387,39 руб. и 12.10.2018 - 89 656,11 руб., что составляет 100 % от расчета субсидии.
Постановлениями Министерства от 12.11.2018 N 36-п внесены изменения в постановление от 18.01.2018 N 1-п об увеличении ставки субсидии с 2100,00 руб. до 3100,00 руб. за тонну (распространяет свое действие с 01.01.2018). Постановлением министерства от 22.11.2018 N 37-п внесены изменения в постановление от 11.04.2018 N 15-п "Об определении ставки субсидии, направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из федерального бюджета в 2018 году" (начало действия с 26.11.2018) - ставка с 850,00 руб. увеличилась до 880,0 руб. за тонну.
В связи с изменениями ставок заявителем в министерство представлены новые заявления, сводные реестры и справки - расчеты на доплату из областного бюджета за 4 кв. 2017 года, 1, 2 и 3 квартал 2018 года по ставке 3100 руб. за тонну и федерального бюджета за 1, 2 и 3 квартал 2018 года по ставке 880,0 руб. за тонну.
Всего за 2018 год Министерством на счет Каменева А.В. перечислено 1 279 447,98 руб., в том числе: по КБК 040505101R5420811 за счет средств софинансирования областного и федерального бюджетов - 260 998,38 руб. (средства областного бюджета составляют 26 099,84 руб., федерального бюджета - 234 898,54 руб.); по КБК 04050510172220811 за счет средств областного бюджета - 1 018 449,60 руб.
Сумма переплаты средств областного бюджета в размере 3039,34 руб. платежным поручением N 30 от 07.03.2019 года возвращена ответчиком в министерство.
Согласно отчету о производственно-финансовых показателях КФХ по состоянию на 01.01.2019 (по форме согласно приложению N 6 к соглашению) объем производства по молоку составил 340,481 тонн, объем реализации молока - 340,481 тонн.
Общий объем, заявленный на получение субсидии Каменевым А.В. в министерство, исходя из справок-расчетов, составил 335 971 кг (100 %), из них реализовано населению - 292 281 кг (87 %), ООО МЗ "Каргопольский" - 31 637 кг (9,4 %) и ФКУ ИК - 29 УФСИН - 12 053 кг (3,6 %).
КСП на основании плана работы на 2019 год и распоряжения председателя от 20.05.2019 N 23-р "О назначении контрольного мероприятия" было проведено контрольное мероприятие "Проверка правомерности использования министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий, выделяемых в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы".
В рамках данного мероприятия проверены законность предоставления и эффективность использования средств областного бюджета при направлении министерством бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственного производства.
В ходе проверки КСП выявила следующие нарушения:
1) Каменевым А.В. не представлены первичные учетные документы, а именно формы первичной документации по учету движения продукции животноводства, подтверждающих сведения об объемах производства молока в КФХ;
2) по итогам деятельности КФХ Каменев А.В. за 2018 год в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения не обеспечил достижение значений показателей по среднемесячной заработной плате, созданию новых рабочих мест в количестве 6 единиц, по поголовью крупного рогатого скота;
3) в нарушение пункта 4.3. 7 соглашения Глава КФХ Каменев А.В. не обеспечил полноту и достоверность сведений, представленных в министерство;
4) ветеринарные сопроводительные документы оформлены в бумажном виде, что влечет нарушение пунктов 10, 11 Правил обращения молока и молочной продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства;
5) в нарушение пункта 4.3. 7 соглашения Глава КФХ Каменев А.В. не обеспечил полноту и достоверность сведений по валовому производству молока, представленных в министерство;
6) в объемы на получение субсидии включено сырое молоко, реализованное в нарушение пункта 10 главы IV ТР ТС 033/2013 населению без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. Следовательно, документы подтверждающие, что реализованное молоко соответствует по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам у главы КФХ Каменева А.В. отсутствуют, при реализации сырого молока из емкостей специализированных транспортных средств в тару потребителя продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить потребителям соответствующие документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы. В ФГИС "Меркурий" данные по реализации населению отсутствуют;
7) в нарушение пункта 29 Порядка Главой КФХ Каменевым А.В. в объемы для получения субсидии включено реализованное молоко населению в количестве 292 281 кг без ветеринарно-санитарной экспертизы, следовательно, не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам. В соответствии с установленными нормами пункта 10 и пункта 11 главы ТР ТС 033/2013 при реализации сырого молока из емкостей специализированных транспортных средств или другой тары, выполненных их материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, в тару потребителя продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны иметь ветеринарные сопроводительные документы, выданные уполномоченным органом государства-члена, подтверждающие безопасность сырого молока.
С учетом выявленных нарушений, КСП пришла к выводу о переплате субсидий Главе КФХ Каменеву А.В. за 4 квартал 2017 года и 1 - 3 кварталы 2018 года в размере 1 110 423,20 руб.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 17.10.2019 (страницы 5 - 23 акта), акте проверки от 25.06.2019 в отношении Главы КФХ Каменева А.В.
В связи с выявленными нарушениями Министерство направило Главе КФХ Каменеву А.В. требование от 10.01.2020 N 205-01/41 о возврате средств субсидии в размере 1 110 423,20 руб. в течение 15 рабочих дней со дня предъявления требования. Требование Министерства было получено ответчиком 18.01.2020.
Поскольку требование не было исполнено, истец обратился арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными частично, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта (пункт 7 статьи 78 БК РФ).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Статьей 8 Областного закона от 15.12.2017 N 581-40-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" установлено, что из областного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области. Порядок предоставления в 2018 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждается Правительством Архангельской области.
Правила предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного комплекса и рыбохозяйственного комплекса утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы".
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий и грантов, является Министерство.
Предоставление субсидий осуществляется Министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования.
Субсидии и гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий предоставление субсидий осуществляется министерством на основании заключенных с заявителем и органами местного самоуправления муниципального района Архангельской области, на территории которого сельскохозяйственный товаропроизводитель осуществляет деятельность (далее - орган местного самоуправления), соглашений о предоставлении субсидий (далее - соглашение) по форме, утверждаемой постановлением министерства в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утверждаемой постановлением министерства финансов Архангельской области.
Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по соглашению, является согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашению, на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии (подпункт1 пункта 10 Правил предоставления субсидий).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Правил предоставления субсидий в соглашении предусматривается порядок возврата субсидий в областной бюджет в случае нарушения условий, целей и порядка их предоставления.
Согласно пункту 27 Правил предоставления субсидий субсидии, направленные на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусматривающие поддержку собственного производства молока, предоставляются Министерством за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств, поступивших в порядке софинансирования из федерального бюджета, сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) путем возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) заявителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока.
В силу пункта 29 Правил предоставления субсидий субсидия не предоставляется:
1) за молоко, использованное на внутрихозяйственные нужды;
2) за реализованное молоко, не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам;
3) за молоко, не произведенное, а закупленное для последующей реализации;
4) в случае не обеспечения сохранности поголовья коров в отчетном финансовом году к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, начавших хозяйственную деятельность по направлению предоставления субсидий в отчетном финансовом году).
Пунктом 31 Правил предоставления субсидий установлено, что для предоставления субсидии заявитель представляет в органы местного самоуправления до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, а также:
1) сведения о наличии поголовья коров и (или) коз на первое число квартала, заявленного к субсидированию;
2) сведения об объемах производства молока, об объемах реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока по форме N 24-сх "Сведения о состоянии животноводства" - по состоянию на 1 января текущего года и форму N П-1(СХ) "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" - по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом (для юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (кроме субъектов малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств);
3) сведения о молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год и год, предшествующий отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей с началом хозяйственной деятельности по направлению предоставления субсидий в отчетном финансовом году);
4) реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за период, заявленный к субсидированию.
В соответствии с пунктом 32 Правил предоставления субсидий органы местного самоуправления в течение пяти календарных дней со дня представления заявителем документов, указанных в пункте 31 настоящих Правил, направляют в министерство сводный реестр в разрезе заявителей по форме, установленной постановлением министерства.
Согласно пункту 38 Правил предоставления субсидий субсидии из федерального бюджета предоставляются ежеквартально получателям субсидий на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за квартал, заявленный к субсидированию начиная с I квартала текущего года.
Субсидии из областного бюджета предоставляются ежеквартально на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за квартал, заявленный к субсидированию, начиная с IV квартала года, предшествующего текущему году по III квартал текущего года включительно.
В соответствии с пунктом 305 Порядка предоставления субсидий в случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию Министерством в судебном порядке.
Как указано ранее, подпунктом 2 пункта 29 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии не предоставляются за реализованное молоко, не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.
Согласно пункту 1 статьи 30 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность.
Ветеринарно-санитарная экспертиза непереработанной пищевой продукции животного происхождения проводится в целях:
1) установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
2) установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных.
В соответствии с пунктом 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013) сырое молоко - молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более 40°С или обработке, в результате которой изменяются его составные части.
Как указано в пункте 7 главы IV ТР ТС 033/2013 молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Соответствие молока и молочной продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований, а также требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется (пункт 97 главы XIII ТР ТС 033/2013).
Согласно пункту 10 главы IV ТР ТС 033/2013 при реализации физическими лицами на рынках, включая сельскохозяйственные рынки, молока и молочной продукции непромышленного изготовления обязательно доведение до потребителей информации любым удобным способом об их безопасности в ветеринарно-санитарном отношении, об их наименованиях, месте производства (об адресе), дате производства.
При реализации сырого молока из емкостей специализированных транспортных средств или другой тары, выполненных из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, в тару потребителя продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны иметь документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, выданные уполномоченным органом государства-члена.
Процессы реализации сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, а также подвергшихся предварительной термической обработке, в том числе пастеризации, должны соответствовать требованиям, установленным в пункте 10 настоящего технического регламента, и требованиям ТР ТС 021/2011 (пункт 28 главы VI ТР ТС 033/2013).
Согласно пункту 11 ТР ТС 033/2013 при поставках сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприемные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить ветеринарные сопроводительные документы, выданные уполномоченным органом государства-члена, подтверждающие безопасность сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отклонение от требований ТР ТС 033/2013 в соответствии с пунктом 97 ТР ТС 033/2013 свидетельствует о несоответствии молока указанному техническому регламенту.
Минсельхозом России разработаны Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (утверждены Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589) (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648.
Молоко и продукция молочного происхождения поименованы в данном перечне.
В соответствии с пунктом 3 Правил ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) должны оформляться в следующих случаях:
1) при производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами);
2) при перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами);
3) при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Исключение, упоминаемое в подпункте 1 пункта 1, составляют случаи производства партии подконтрольного товара в предприятии общественного питания в случае последующей реализации партии подконтрольного товара для питания людей на данном предприятии общественного питания, либо в случае последующей реализации партии подконтрольного товара конечному потребителю для его питания в любом ином месте, а также в перерабатывающих цехах предприятий розничной торговли, если переработанные продукты представляют собой кулинарные изделия или готовые блюда, предназначенные для реализации конечному потребителю на данном предприятии розничной торговли (подпункты "а", б" пункта 15 Правил).
Согласно подпункту "в" пункта 15 Правил не требуется оформления ВСД при производстве подконтрольного товара, предназначенного для использования производителем данного подконтрольного товара в целях, не предназначенных для его реализации, в том числе для личного потребления, содержания и (или) кормления животных, принадлежащих производителю подконтрольного товара, использования подконтрольного товара, представляющего собой приманки для охоты и рыбной ловли, производителем подконтрольного товара в процессе охоты или рыбалки, использования подконтрольного товара для удобрения принадлежащих производителю подконтрольного товара или находящихся в его пользовании земельных участков, коллекционирования (хранения коллекций) подконтрольного товара, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 7 Правил при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании:
сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров;
результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;
лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;
данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных);
данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар;
справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);
иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2018 ветеринарные сопроводительные документы (сертификаты, свидетельства и справки) должны оформляться исключительно в электронном виде. С указанной даты все организации, которые имеют дело с продукцией, подконтрольной Госветнадзору, обязаны подключиться к системе "Меркурий".
В силу пункта 9.1 Порядка представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее, утвержденного приказом Минсельхоза России от 30.06.2017 N 318, представление информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров осуществляется с использованием компонента ВетИС-Меркурий, предназначенного для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров и оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, сохранения и обработки информации о них.
В ходе проверки главы КФХ Каменева А.В. исследованы сведения о заявленных к субсидированию объемах молока, в результате чего установлено следующее:
1) объемы производства молока, указанные в справках-расчетах как отпущенные населению (с автомобиля с цистерной), не подтверждены какими-либо документами, в том числе ВСД, содержащими сведения о его производстве. Отсутствуют ВСД как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При этом проверкой установлено выполнение требований пункта 11 ТР ТС 033/2013 в отношении объема молока, реализованного ООО МЗ "Каргопольский" и ФКУ ИК-29 УФСИН;
2) на молоко, указанное в справках-расчетах как отпущенное населению (с автомобиля с цистерной), отсутствует информация о его реализации на рынке, в том числе на сельскохозяйственном рынке (согласно письму от 04.06.2019 МП МО "Мирный" "Муниципал-сервис" по договору оказания услуг по предоставлению торгового места для осуществления торговли сырым молоком в период 2017-2018 гг. указанные услуги главе КФХ Каменеву А.В. не оказывались);
3) отсутствуют документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока, отпущенного населению (отсутствуют ветеринарные справки на бумажном носителе или в электронном виде):
- в ходе проверки был сделан запрос в государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Станция по борьбе с болезнями животных" от 06.06.2019 N 01-02/722. Из полученного ответа N 128 от 14.06.2019 следует, что Главе К(Ф)Х Каменеву А.В. за период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года для реализации на территории Плесецкого района с автомашины УАЗ (регистрационный номер Н 335 РР 29) сырого молока ветеринарные сопроводительные документы не выдавались, ветеринарно-санитарная экспертиза для реализации населению молока сырого не проводилась,
- в ФГИС "Меркурий" данные по реализации населению сырого молока отсутствуют,
- Главой КФХ Каменевым А.В. не представлены документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы отпущенного населению сырого молока, заключающейся согласно пункту 2 статьи 20 ТР ТС 021/2011 в установлении соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции и установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных.
Ответчиком в ходе проверки были представлены договоры от 27.01.2017 N 5/020-с, от 17.04.2018 N 5/055-с с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области" на проведение лабораторных исследований сырого молока, протоколы лабораторных испытаний от 05.02.2018 N 97, от 26.03.2018 N 314, от 28.06.2018 N 812, программа производственного контроля животноводческой молочнотоварной фермы в с. Федово, а также ветеринарные справки в количестве 13 шт., выданные ГБУ АО "Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных" в период 01- 29 сентября 2017 года, то есть до периода, заявленного к субсидированию.
Как правильно указал арбитражный суд, в силу положений пунктов 2, 7 Правил, статья 30 ТР ТС 021/2011 документы о проведении лабораторных испытаний молока не подменяют проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, для которой необходимы данные о благополучии в ветеринарном отношении крестьянского (фермерского) хозяйства (о состоянии здоровья животных, о проведении ветеринарно-санитарных мероприятий и вакцинаций животных), о состоянии емкости с молоком и пр. Результатом проведения ветеринарно-санитарной экспертизы является выдача ветеринарных справок по форме N 4, утвержденной Правилами. Исследование молока является частью ветеринарно-санитарной экспертизы.
Согласно ответу Инспекции по ветеринарному надзору в Архангельской области от 26.03.2020 N 405-02-19/402 реализация сырого молока в розничную сеть на таможенной территории Таможенного союза не предусмотрена ТР ТС 033/2013, также как не предусмотрена его реализация населению вне рынков, его поставка возможна на молокоприемные пункты или молокоперерабатывающие предприятия. Указанные требования, изложенные в пунктах 10, 11 ТР ТС 033/2013, неоднократно разъяснялись Каменеву А.В. Изложен механизм оформления справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах, на основании которых производителями молока могут самостоятельно оформляться ВСД для его перемещения на молокоперерабатывающие предприятия. Данные ВСД выдавались Каменеву А.В. для отправки молока ФКУ ОИУ ОУДД-2 УФСИН России по Архангельской области и для транспортировки на молокоперерабатывающие предприятия.
В ходе судебного разбирательства ответчиком в дополнение к представленным в ходе проверки документам представлена 21 ветеринарная справка формы N 4 на молоко свежее сырое за период с 02.10.2017 по 17.11.2017.
КСП произведен расчет предоставленной субсидии за 4 квартал 2017 года. Согласно представленному расчету за 4 квартал 2018 год субсидия составила 137 964 руб. 70 коп.
Поскольку качество реализованного молока за 4 квартал 2018 года ответчиком подтверждено в ходе судебного разбирательства, суд счел необоснованным требование Министерства в части возврата излишне перечисленной суммы субсидии за 4 кв. 2018 года в размере 137 964 руб. 70 коп.
Таким образом, как правильно указал арбитражный суд, материалами дела подтверждается, что главой КФХ Каменевым А.В. для получения субсидии в объемы реализованной продукции включено молоко в количестве 248 744 кг, отпущенное населению в нарушение требований пунктов 7, 10, 28 ТР ТС 033/2013 и статьи 30 ТР ТС 021/2011, без проведения его ветеринарно-санитарной экспертизы, что в силу пункта 97 ТР ТС 033/2013 свидетельствует о реализации молока, не соответствующего техническим регламентам. Получателем субсидии нарушены пункты 1, 2 статьи 78 БК РФ, пункты 27, 29, 31, 38 Правил предоставления субсидий, пункты 2.1, 3.1.2, 4.3.2, 4.3. 7 Соглашения, то есть нарушены условия предоставления субсидии, что привело к излишнему перечислению средств бюджета в размере 975 458 руб. 50 коп. (1 110 423 руб. 20 коп. - 137 964 руб. 70 коп.).
Учитывая изложенное, требование Министерства в части возврата субсидии в сумме 975 458 руб. 50 коп. удовлетворено правомерно.
Ссылка предпринимателя на то, что Правила предоставления субсидий и соглашение от 24.01.2018 не предусматривают условий об обязательном предоставлении ВСД ответчиком для получения субсидий, не имеет правового значения, поскольку указанные документы продавец молока обязан иметь в силу закона и в случае установления факта их отсутствия вернуть средства полученной субсидии.
Доводы заявителя жалобы о том, что для предоставления субсидии достаточно протокола лабораторных испытаний молока, не соответствуют положениям статьи 30 ТР ТС 021/2011, согласно которым ветеринарная экспертиза проводится в целях установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных. Таким образом проверке подлежит не только молоко, но и процессы его производства, хранения, реализации, перевозки, установление благополучия производственных объектов, а также самих животных.
Позиция ответчика относительно отсутствия необходимости оформления ВСД при реализации молока населению для личного потребления отклоняется, поскольку Каменев А.В. неоднократно предупреждался о запрете реализовывать молоко населению вне рынков и без документов о ветеринарно-санитарной экспертизе, что подтверждается памяткой инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, с которой ответчик был ознакомлен лично. Кроме того, исключение, сделанное в последнем абзаце пункта 3 Правил оформления ВСД, связано с отсутствием возможности и необходимости у населения оформлять ВСД при покупке продукции для личных нужд.
Ссылка апеллянта на тестовый режим работы системы "Меркурий" не влияет на существо спора, поскольку требований к форме ВСД ни истец, ни КСП не предъявляют. На спорный объем молока не представлены ВСД ни в бумажном, ни в электронном виде.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает, что решение суда является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июля 2020 года по делу N А05-1458/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каменева Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1458/2020
Истец: министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Каменев Алексей Владимирович
Третье лицо: Администрация МО "Плесецкий муниципальный район", Контрольно - счетная палата Архангельской области, Контрольно-счетная палата Архангельской области, АО Консультант отдела гос. ветеринарного надзора инспекции по ветер. надзору Зелянин Максим Александрович, АС Архангельской облати, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд