16 марта 2021 г. |
Дело N А26-12021/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
рассмотрев 10.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севпромресурс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 по делу N А26-12021/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Севпромресурс", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 18/Б, ОГРН 1041000029729, ИНН 1001156556 (далее - Общество, ООО "Севпромресурс"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о признании недействительными протокола от 26.08.2019 и приказа от 28.08.2019 N 1536 о досрочном прекращении права пользования недрами (дело N А26-12021/2019).
Аналогичные требования предъявлены к Министерству акционерным обществом "мБанк", адрес: Польша, 00-950 г. Варшава, Сенаторская ул., д. 18, ИНН 5260215088 (далее - Банк), в рамках дела N А26-12333/2019.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2020 дела N А26-12021/2019 и N А26-12333/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу N А26-12021/2019.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.07.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Севпромресурс", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, проводимая Министерством в период с 13.05.2019 по 07.06.2019 внеплановая проверка, результаты которой были положены в основу оспариваемых актов, была осуществлена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Кроме того, Общество считает, что Министерством были допущены многочисленные нарушения процедуры принятия решения о досрочном прекращении лицензии.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу с целью добычи габбро-диабазов на месторождении "Лижемское" для производства щебня выдана лицензия ПТЗ 01360 ТЭ на право пользования недрами со сроком действия до 30.05.2031. Неотъемлемой частью названной лицензии являются Условия пользования недрами.
Пунктами 4, 4.6, 7, 7.2 Условий пользования недрами установлены основные виды работ, сроки их выполнения, дата выхода Общества на проектную мощность, а также согласован уровень добычи минерального сырья.
Так, согласно названным Условиям начиная с сентября 2016 г., недропользователь должен был обеспечить минимальный уровень добычи минерального сырья не менее 600 тыс. куб. м в год.
В связи с невыполнением Обществом указанного условия Министерство направило в адрес ООО "Севпромресурс" уведомление от 26.01.2018 N 724 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами (получено недропользователем 31.01.2018).
По результатам проведенной Министерством проверки (акт от 02.08.2018) Обществу было выдано предписание N 829-П об устранении в срок до 25.11.2018 выявленных нарушений. В частности ООО "Севпромресурс" предписано устранить нарушение выхода на проектную мощность, а также обеспечить соблюдение минимального уровня добычи минерального сырья. Указанное предписание было получено 02.08.2018 директором Общества Данилкиным Н.Ю.
С целью проверки выполнения выданного предписания на основании распоряжения от 24.04.2019 N 38-рн в период с 13.05.2019 по 07.06.2019 Министерством была проведена внеплановая документарная проверка ООО "Севпромресурс", в ходе которой установлен факт невыполнения Обществом предписания от 02.08.2018 N 829-П, что нашло отражение в акте от 07.06.2019 N 1017.
Неустранение Обществом выявленных нарушений послужило Министерству основанием для принятия решения о досрочном прекращении ООО "Севпромресурс" права пользования недрами по лицензии ПТЗ 01360 ТЭ (протокол от 26.08.2019 и приказ от 28.08.2019 N 1536).
Не согласившись с указанным решением Министерства, Общество и Банк (лицо, предоставившее ООО "Севпромресурс" целевое финансирование для покрытия расходов строительства комплекса для добычи и производства габбро-диабаза в рамках кредитного договора от 26.03.2008 N 17/005/08/D/GU) обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела заявленными требованиями.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Севпромресурс" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Как предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1, право пользования недрами может быть досрочно прекращено органом, предоставившим лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В силу части 4 статьи 21 Закона N 2395-1 в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части 2 статьи 20 названного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество допустило нарушение существенных условий лицензии.
Поскольку по истечении более трех месяцев со дня получения соответствующего уведомления Обществом нарушения не были устранены, Министерство приняло решение о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "Севпромресурс" по лицензии ПТЗ 01360 ТЭ.
Не оспаривая по существу обстоятельства, послужившие основанием для принятия указанного решения, Общество в обоснование своих требований ссылается на нарушение Министерством требований Закона N 294-ФЗ.
Так, в частности, Общество отмечает нарушение Министерством части 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ, выразившееся в ненаправлении в его адрес акта проверки.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Судами установлено, что при проведении проверки присутствовал представитель ООО "Севпромресурс" Шульгина Л.И., но в связи с отсутствием в выданной ей доверенности полномочий по представлению интересов Общества при проведении проверки и подписанию ее результатов акт проверки от 07.06.2019 N 1017 сопроводительным письмом от 10.06.2019 N 8339 был направлен Министерством в адрес ООО "Севпромресурс" заказным письмом с уведомлением, которое получено Обществом 18.06.2019.
Доводы ООО "Севпромресурс" об иных нарушениях со стороны Министерства в ходе проведения спорной проверки также были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая оценка, с которой у суда кассационной инстанции нет оснований не согласиться.
Суды обоснованно констатировали соблюдение Министерством требований как Закона N 294-ФЗ, так и Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315.
Установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности принятого Министерством решения о досрочном прекращении ООО "Севпромресурс" права пользования недрами согласно лицензии ПТЗ 01360 ТЭ.
Фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, в связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 по делу N А26-12021/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севпромресурс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.