18 марта 2021 г. |
Дело N А56-119420/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
при участии от акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" Белякова А.А. (доверенность от 14.01.2021 N 21), от администрации муниципального образования Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ефременко А.А. (доверенность от 21.12.2020 N 71), от муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение" Петренко М.В. (доверенность от 15.01.2020 N 3), от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Пудовой М.А. (доверенность от 02.03.2021), от прокуратуры Ленинградской области Васильевой О.С. (доверенность от 14.12.2020 N 08-20-2020),
рассмотрев 18.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А56-119420/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы", адрес: 188354, Ленинградская область, Гатчинский район, территория Промышленная зона Орловские Ключи, дом 1, ОГРН 1054700272219, ИНН 4705029366 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления от 29.12.2017 N 722 (далее - Постановление N 722) администрации муниципального образования Виллозского городского поселения Ломоносовского района, адрес: 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район, городской поселок Виллози, дом 5/1, ОГРН 1024702183208, ИНН 4720007582 (далее - Администрация), "О внесении изменений в постановление местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поседение "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Виллозского сельского поселения" от 14.10.2016 N 359" (далее - Постановление N 359).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: муниципальное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение", адрес: 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район, городской поселок Виллози, дом 8, ОГРН 1064720005240, ИНН 4720024228 (далее - Предприятие), Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, литера А, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674 (далее - Комитет), прокурор Ленинградской области (далее - Прокурор).
Решением от 29.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.11.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить заявление.
Как полагает податель жалобы, суды не учли, что Постановление N 722 не соответствует требованиям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), поскольку Предприятие этим постановлением неправомерно определено в качестве гарантирующей организации в отношении территории поселка Новогорелово в связи с отсутствием у него на спорной территории сетей водоснабжения и водоотведения и абонентов. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судами не установлены обстоятельства, подтверждающие наличие взаимной связи между технологическим присоединением сетей Общества к сетям государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Водоканал) и технологическим присоединением централизованной системы водоснабжения и водоотведения Виллозского городского поселения к сетям Водоканала, а также не учтены выводы, сделанные судебных актах по делу N А56-2259/2020.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, выражая несогласие с приведенными в ней доводами, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Администрации, Предприятия, Комитета и прокуратуры Ленинградской области возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях актуализации схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Виллозское городское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на период с 2014 по 2028 год Администрацией принято Постановление N 722, пунктом 1.2 которого внесены изменения в пункт 2 Постановления N 359. Этот пункт изложен в новой редакции: "Определить зоной деятельности гарантирующей организации МУП УЖКХ МО Виллозское СП следующие населенные пункты: г.п. Виллози, д. Малое Карлино, д. Ретселя, д. Аропаккузи, д. Рассколово, д. Кавелахта, д. Пикколово, д. Вариксолово, д. Мурилово, д. Перекюля, п. Новогорелово, а также всю территорию Виллозского городского поселения вне черты указанных населенных пунктов".
Общество, указывая на то, что Постановление N 722 не соответствует требованиям Закона N 416-ФЗ, поскольку у Администрации и Предприятия не имеется технической возможности (ввиду отсутствия инженерных сооружений) для оказания коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения на территории поселка Новогорелово, а такие сооружения и сети принадлежат Обществу на праве собственности, оспорило Постановление N 722 в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления. Суд учел обстоятельства, установленные в рамках административного дела N 3а-285/2019, в том числе отсутствие у Общества (филиал "Новогорелово") статуса гарантирующей организации и утвержденных тарифов на оказание коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения на территории поселка Новогорелово, принял во внимание, что на момент принятия решения в Постановление N 359 (пункт 2.1) внесены изменения и спорный поселок исключен из зоны деятельности Предприятия с его включением в зону деятельности Водоканала, в связи с этим сделал вывод о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам Закона N 416-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Апелляционная инстанция согласилась с выводом суда о том, что Постановление N 722 соответствует требованиям закона и не влечет для заявителя последствий в виде нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что Постановление N 722 не затрагивает права и законные интересы Общества, не возлагает на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством; положение Общества, существовавшее до вынесения Администрацией оспариваемого постановления, не изменилось после его принятия; Общество не обладало ни статусом гарантирующей организации на территории Виллозского городского поселения как до вынесения Постановления N 722, ни после. Признание Постановления N 722 недействительным не восстановит прав Общества. Апелляционный суд также учел, что постановлением Администрации от 31.08.2020 N 353 Постановление N 722 отменено.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, являются соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Однако при рассмотрении настоящего дела таких оснований судами не установлено.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Законом N 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
Как указано в пункте 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ, гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 Основ ценообразования;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 Основ ценообразования;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к нейтрализованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
В судебных актах по делу N А56-12496/2020, в рамках которого Общество оспорило решение Комитета, оформленное протоколом заседания правления Комитета от 20.12.2019 N 46, об отказе в установлении для Общества (филиал "Новогорелово") тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на 2020 - 2022 годы с обязанием Комитета установить для Общества (филиал "Новогорелово") экономически обоснованные тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на 2020 - 2022 годы, установлено, что гарантирующая организация в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования определена Постановлением N 359 (с учетом внесенных в него изменений, а также с учетом судебных актов по делам N А56-2259/2020 и А56-15983/2020). Постановление Администрации муниципального образования Виллозское городское поселение о наделении Общества статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования не принималось.
Решением Ленинградского областного суда от 08.11.2019 по делу N 3а-285/2019, частично измененным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 11.03.2020 N 66а-54/2020, по административному иску Прокуратуры признаны недействующими с даты принятия приказы Комитета от 12.04.2019 N 78-п, 78-пн и 78-пп об утверждении Обществу (филиал "Новогорелово") тарифов и основных показателей производственных программ, поскольку Общество не является гарантирующей организацией на территории муниципального образования Виллозское сельское поселение и не осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, а также очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод. В рамках этого дела установлено, что законные основания, предусмотренные пунктами 5 и 6 Основ ценообразования, для тарифного регулирования в области водоснабжения и водоотведения в отношении Общества, отсутствовали.
При рассмотрении настоящего дела Общество указанных обстоятельств не опровергло и не доказало, что на момент принятия Постановления N 722 (пункт 1.2) оно имело статус гарантирующей организации и для него были утверждены тарифы на оказание коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения на территории поселка Новогорелово.
В данном случае Общество не подтвердило то обстоятельство, что Администрация в нарушение положений закона не включило в зону деятельности Общества как гарантирующей организации потребителей, расположенных на спорной территории.
Таким образом, как верно указал апелляционный суд, оспариваемое Обществом Постановление N 722 не затрагивает его права и законные интересы и не возлагает на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Апелляционный суд также обоснованно учел то обстоятельство, что постановлением Администрации от 31.08.2020 N 353 Постановление N 722 отменено, соответственно, предмет спора отсутствует.
Приведенная в кассационной жалобе ссылка Общества на выводы, сделанные в судебных актах по делу N А56-2259/2020, не может быть принята во внимание, поскольку вопрос законности присвоения Водоканалу с 01.01.2020 статуса гарантирующей организации выходит за рамки предмета настоящего спора об оспаривании Постановления N 722, принятого 29.12.2017 в отношении Предприятия (пункт 1.2).
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственная пошлина за рассмотрение настоящей кассационной жалобы составляет 1500 руб.
Так как при обращении с кассационной жалобой Общество по платежному поручению от 04.12.2020 N 496 уплатило 3000 руб. государственной пошлины, на основании статьи 333.40 НК РФ 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины следует возвратить Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А56-119420/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Ленинградские областные коммунальные системы", адрес: 188354, Ленинградская область, Гатчинский район, территория Промышленная зона Орловские Ключи, дом 1, ОГРН 1054700272219, ИНН 4705029366, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 04.12.2020 N 496.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Ленинградского областного суда от 08.11.2019 по делу N 3а-285/2019, частично измененным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 11.03.2020 N 66а-54/2020, по административному иску Прокуратуры признаны недействующими с даты принятия приказы Комитета от 12.04.2019 N 78-п, 78-пн и 78-пп об утверждении Обществу (филиал "Новогорелово") тарифов и основных показателей производственных программ, поскольку Общество не является гарантирующей организацией на территории муниципального образования Виллозское сельское поселение и не осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, а также очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод. В рамках этого дела установлено, что законные основания, предусмотренные пунктами 5 и 6 Основ ценообразования, для тарифного регулирования в области водоснабжения и водоотведения в отношении Общества, отсутствовали.
...
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственная пошлина за рассмотрение настоящей кассационной жалобы составляет 1500 руб."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 марта 2021 г. N Ф07-1217/21 по делу N А56-119420/2019