г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А56-119420/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: Дмитриев А.В. по доверенности от 22.06.2020
от заинтересованного лица-1: Ефременко А.А. по доверенности от 20.08.2020
от заинтересованного лица-3: Чубенко И.С. на основании служебного удостоверения N 291623
заинтересованного лица-2, 4: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26692/2020) АО "ЛОКС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2020 по делу N А56-119420/2019, принятое
по заявлению АО "ЛОКС"
к 1) Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района; 2) МУП УЖКХ МО Виллозское СП; 3) Прокурору Ленинградской области, 4) Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
о признании недействительным постановления Администрации
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ленинградские областные коммунальные системы" (ОГРН: 1054700272219, адрес: 188354, Ленинградская обл., р-н Гатчинский, территория Промышленная зона Орловские Ключи, д. 1; далее - АО "ЛОКС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Администрации муниципального образования Виллозского городского поселения Ломоносовского района (ОГРН: 1024702183208, адрес: 188508, Ленинградская обл., р-н Ломоносовский, г.п. Виллози, 8; далее - Администрация, заинтересованное лицо-1) от 29.12.2017 N 722.
В качестве соответчиков к участию в деле привлечены: муниципальное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение" (ОГРН: 1064720005240, адрес: 188508, Ленинградская обл., р-н Ломоносовский, г.п. Виллози, 8; далее - МУП УЖКХ МО Виллозское СП, Предприятие, заинтересованное лицо-2), Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ОГРН: 1037843016628, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А; далее - Комитет, заинтересованное лицо-3), Прокурор Ленинградской области (адрес: 197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 4; далее - Прокурор, заинтересованное лицо-4).
Решением от 29.07.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "ЛОКС" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель АО "ЛОКС" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Администрации и Прокуратуры возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзывах.
МУП УЖКХ МО Виллозское и Комитет, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц - 2, 4 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Администрация Виллозского городского поселения Ломоносовского района 29.12.2017 вынесла Постановление N 722 "О внесении изменений в Постановление Местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Виллозского сельского поселения N 359 от 14.10.2016".
Согласно пункту 1.2 постановления N 722 от 29.12.2017 пункт 2 постановления N 359 от 14.10.2016 изложен в новой редакции: "Определить зоной деятельности гарантирующей организации МУП УЖКХ МО Виллозское СП следующие населенные пункты: г.п. Виллози, д. Малое Карлино, д. Ретселя, д. Аропаккузи, д. Рассколово, д. Кавелахта, д. Пикколово, д. Вариксолово, д. Мурилово, д. Перекюля, п. Новогорелово, а также всю территорию Виллозского городского поселения вне черты указанных населенных пунктов" (л.д.16-17).
Ссылаясь на то, что Постановление N 722 от 29.12.2017 не соответствует требованиям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 722), нарушает права и законные интересы Общества, поскольку на территории поселка Новогорелово Обществом оказываются коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием инженерно-технических сооружений и сети водоснабжения и водоотведения, принадлежащих Обществу, последнее обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам Федерального закона N 416-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения в числе других отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Закона N 416-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ, органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
По смыслу вышеприведенных норм, для наделения той или иной организации статусом гарантирующей организации, принципиальным является количество абонентов, присоединенных к сетям такой организации по сравнению с иными организациями, эксплуатирующими иные объекты в этой же централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения.
Законом не выдвигается дополнительных требований (таких как наличие в эксплуатации сетей на конкретной территории или во всех технологических зонах) к организации, претендующей на присвоение ей статуса гарантирующей организации, помимо наличия наибольшего количества абонентов в пределах централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Полномочия органов местного самоуправления по определению гарантирующей организации ограничены пределами конкретного муниципального образования, несмотря на то, что централизованная система водоснабжения и (или) водоотведения может охватывать территории нескольких муниципальных образований и даже субъектов РФ. В этой связи, анализ количества абонентов производится исходя из пределов территории конкретного муниципального образования. В случае отсутствия на каком-либо участке централизованной системы сетей, непосредственно эксплуатируемых гарантирующей организацией, законом предусматривается обязанность владельцев таких сетей обеспечить транспортировку ресурсов до абонентов (части 4, 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ).
Порядком заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), предусмотрено, что местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации (часть 23 Правил N 644).
Для заключения договоров между гарантирующей организацией и абонентами иных организаций действующим законодательством не выдвигается требований о наличии непосредственного подключения указанных абонентов к сетям гарантирующей организации. Достаточным, с точки зрения законодательства, является факт присоединения объектов капитального строительства абонентов в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Кроме того, в случае отсутствия на каком-либо участке централизованной системы сетей, непосредственно эксплуатируемых гарантирующей организацией, законом предусматривается обязанность владельцев таких сетей обеспечить транспортировку ресурсов до абонентов (части 4, 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ).
Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям (пункт 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ).
Таким образом, для заключения договоров между гарантирующей организацией и абонентами иных организаций действующим законодательством не выдвигается требований о наличии непосредственного подключения указанных абонентов к сетям гарантирующей организации. Достаточным, с точки зрения законодательства, является факт присоединения объектов капитального строительства абонентов в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам; централизованная система водоотведения поселения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения.
Актуальные принципиальные схемы водоснабжения и водоотведения Виллозского городского поселения, наглядно демонстрируют технологическую связь комплекса водопроводных и канализационных сетей п.Новогорелово с централизованной системой водоснабжения и водоотведения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", а также с иными водопроводными и канализационными сетями, обеспечивающими водоснабжение и водоотведение иных населенных пунктов Виллозского городского поселения.
При этом, принципиальные схемы водоснабжения и водоотведения не подменяют собой Схемы водоснабжения и водоотведения, требования к разработке и утверждению которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения".
Указанные принципиальные схемы лишь демонстрируют фактическую технологическую связь инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам, а также предназначенных для водоотведения с территории поселения, что, в свою очередь, подтверждает факт принадлежности указанных инженерных сооружений к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (ст. 2 Закона N 416-ФЗ).
АО "ЛОКС" не представил доказательств несоответствия представленных принципиальных схем фактическим обстоятельствам. Доказательств, опровергающих наличие технологической связи между водопроводными и канализационными сетями п.Новогорелово и централизованной системой водоснабжения и водоотведения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", а также иными водопроводными и канализационными сетями, обеспечивающими водоснабжение и водоотведение иных населенных пунктов Виллозского городского поселения - материалы дела не содержат.
Решением Ленинградского областного суда от 08.11.2019 по делу N 3а-285/2019 по иску Прокуратуры Ленинградской области Приказы ЛенРТК об установлении тарифов для Общества на территории п. Новогорелово признаны недействительными. Ленинградским областным судом установлено, что Общество не определено Администрацией как гарантирующая организация.
До рассмотрения указанного дела суд первой инстанции определением от 16.01.2020 приостанавливал производство по настоящему делу.
Так же судом первой инстанции принято во внимание то обстоятельство, что Администрацией 24.12.2019 вынесено постановление N 630 "О внесении изменений в Постановление местной Администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Виллозского сельского поселения N 359 от 14.10.2016", согласно пункту 2.1 которого с 01.01.2020 п. Повогорелово исключен из зоны деятельности гарантирующей организации МУП УЖКХ МО Виллозское СП и включен в зону деятельности гарантирующей организации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным оспариваемого постановления Администрации необходимо наличие одновременно двух оснований: несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует требованиям закона и не влечет для заявителя последствий в виде нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отклонил требование заявителя.
Оспариваемое заявителем Постановление Администрации N 722 от 29.12.2012 не затрагивает права и законные интересы АО "ЛОКС", не возлагает на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством. Положение АО "ЛОКС", существовавшее до вынесения Администрацией оспариваемого постановления, не изменилось после его принятия. Общество не обладало статусом гарантирующей организации на территории Виллозского городского поселения как до вынесения Постановления N 722 от 29.12.2012, так и после. Признание указанного постановления недействительным не обеспечит присвоение указанного статуса заявителю.
Так же апелляционный суд учитывает то обстоятельство, что Постановлением Администрации Виллозского городского поселения N 353 от 31.08.2020 постановление от 29.12.2017 N 722 Администрацией отменено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции от 29.07.2020 апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июля 2020 года по делу N А56-119420/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Ленинградские областные коммунальные системы" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119420/2019
Истец: АО "ЛЕНИНГРАДСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВИЛЛОЗСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛОМОНОСОВСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, МУП "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИЛЛОЗСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ", Прокурор Ленинградской области