22 марта 2021 г. |
Дело N А66-1018/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
рассмотрев 17.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А66-1018/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области", адрес: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, д. 21, ОГРН 1026900546925, ИНН 6905009018 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800 (далее - Управление, УФАС), от 28.10.2019 по делу N РНП 69-142-2019 об отказе во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ТВ-Регион", адрес: 170521, Тверская обл., Калининский р-н, с. Медное, Советская ул., д. 95, оф. 1, ОГРН 1036900031310, ИНН 6901028059 (далее - Общество, ООО "ТВ-Регион"), в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП, реестр).
ООО "ТВ-Регион" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы не согласен с выводом УФАС, поддержанным судами двух инстанций, относительно отсутствия в действиях Общества признаков недобросовестного поведения. Учреждение настаивает на том, что, подавая заявку на участие в аукционе, ООО "ТВ-Регион" выразило согласие на исполнение условий контракта в полном объеме и должно было просчитать все возможности, требуемые для надлежащего его исполнения. Таким образом, как считает Учреждение, у Управления имелись правовые основания для включения сведений об Обществе в РНП.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Учреждением (заказчик) и Обществом (подрядчик) заключен государственный контракт от 21.08.2017 N 14/2017-ИС на выполнение работ по восстановлению изношенного покрытия автомобильной дороги общего пользования регионального значения Дубна-Кимры-Горицы в Кимрском районе Тверской области (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта его цена составляет 35 321 231 руб. 37 коп., включает все расходы подрядчика, необходимые для качественного и своевременного выполнения работ, в том числе расходы на материалы, уплату таможенных пошлин, налогов (в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС), если подрядчик является плательщиком НДС), сборов и других обязательных платежей; все подъемные и разгрузочно-погрузочные работы с применением ручного труда и техники, транспортные расходы, связанные с доставкой строительных материалов. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и Контрактом.
Согласно пунктам 2.9.1, 2.9.7 Контракта приемке подлежат все работы и материалы, являющиеся предметом оплаты в соответствии с пунктом 1.3, а также скрытые работы и ответственные конструкции. Скрытые работы подлежат приемке перед производством последующих работ. Подрядчик письменно не позднее чем за два рабочих дня до приемки уведомляет заказчика о необходимости проведения приемки выполненных работ, предоставляет заказчику исполнительную документацию на скрытые работы (в том числе исполнительную съемку выравнивающих слоев покрытия). Работы по Контракту считаются выполненными окончательно и в полном объеме только после подписания акта межведомственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного ремонтом объекта.
По условиям пунктов 3.1.1, 3.1.2 Контракта начало работ - дата заключения Контракта, окончание работ - 31.10.2017.
Межведомственная комиссия с участием представителей Общества и Учреждения 05.12.2017 пришла к выводу, что объемы использованных материалов и качество выполненных работ по укреплению обочин (4920 кв. м) не подтверждены; качество работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки со стеклошариками (1600 кв. м) невозможно оценить; асфальтобетонное покрытие (348,6 кв. м) не соответствует требованиям Контракта и ГОСТ 9128-2013 "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
В связи с ненадлежащим выполнением Обществом обязательств по Контракту (ненадлежащее качество работ и нарушение срока их выполнения) Учреждение 07.05.2018 приняло решение N 02/1757 об одностороннем отказе от его исполнения и в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) обратилось в Управление с обращением о включении сведений об Обществе в РНП.
Решением от 28.10.2019 по делу N РНП 69-88-2019 УФАС отказало во включении информации об Обществе в реестр.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у УФАС правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению.
В данном случае суды двух инстанций, правильно применив нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок расторжения муниципального контракта и ведения реестра, а также основания и условия для включения сведений в этот реестр (часть 1 статьи 1, статьи 6, 95 и 104 названного Закона), с учетом цели правового регулирования осуществления государственных закупок и принципов контрактной системы пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1). В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).
При оценке законности и обоснованности оспариваемого решения УФАС суды правомерно учли, что включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках. Вместе с тем реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта, обязан учесть специфику заключения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
В связи с этим суды справедливо отметили, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, поскольку иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение в РНП как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения, характеру совершенного правонарушения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суды двух инстанций не усмотрели оснований для признания недействительным оспариваемого решения УФАС, справедливо не установив в данном случае умышленного недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
В частности, суды приняли во внимание, что согласно ведомости от 05.12.2017, справке формы КС-3 от 05.12.2017 N 1 и акту формы КС-2 от 05.12.2017 N 1 стоимость принятых заказчиком работ составила 34 631 493 руб. 40 коп., что составляет 98 % от общего объема работ по Контракту.
В отношении остальной части работ по Контракту суды заключили, что 2 % работ не были выполнены Обществом вследствие наступивших неблагоприятных погодных условий и данные обстоятельства не находились в зоне контроля подрядчика, но повлияли на качество выполненных работ по Контракту.
При этом, как отмечено судами, в период действия Контракта ООО "ТВ-Регион" предпринимало действия по устранению выявленных заказчиком замечаний и выполнению всех его условий, что подтверждено повторным обследованием объекта от 16.04.2018.
Принимая во внимание изложенное, суды не установили в действиях Общества признаков недобросовестности в той мере, какая позволяла бы ставить вопрос о включении его в РНП. Поскольку по настоящему делу действия ООО "ТВ-Регион", направленные на умышленное одностороннее нарушение принципов Закона N 44-ФЗ, не подтверждены, суды согласились с позицией УФАС, изложенной в оспариваемом решении.
Соответствующие выводы судов и УФАС подтверждаются материалами дела и не опровергнуты Учреждением в ходе судебного разбирательства посредством тех или иных имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов либо опровергнуть выводы судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие Учреждения с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами неправильно применены нормы материального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования процессуального законодательства.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А66-1018/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" - без удовлетворения.
Возвратить государственному казенному учреждению Тверской области "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области", адрес: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, д. 21, ОГРН 1026900546925, ИНН 6905009018, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 30.12.2020 N 1954.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.