24 марта 2021 г. |
Дело N А21-16464/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В., Елагиной О.К.,
от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" Скаковской Ю.О. (доверенность от 29.04.2020),
рассмотрев 24.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020 по делу N А21-16464/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, ул. Коперника, д. 2-4, пом. лит. XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство", адрес: 238010, Калининградская обл., г. Нестеров, Комсомольская ул., д. 8, ОГРН 1113926000440, ИНН 3920800010 (далее - Общество), о взыскании 1 044 005,68 руб. задолженности за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.10.2019, а также 159 850,12 руб. пеней за период с 10.02.2019 по 13.07.2020.
Решением суда первой инстанции от 24.07.2020 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Предприятия взыскано 1 044 005,68 руб. задолженности, 124 072,85 руб. пеней, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.11.2020 решение от 24.07.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить означенные судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, у него отсутствует обязанность оплаты оказанных услуг, поскольку Предприятию как региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) надлежало заключить договоры на оказание услуг непосредственно с потребителями - собственниками помещений в многоквартирных жилых домах (далее - МКД) и получать плату от них. В адрес предыдущей ресурсоснабжающей организации, указывает Общество, в 2015 году направлялись протоколы общих собраний собственников помещений в МКД, на которых приняты решения о заключении с ней прямых договоров потребителей; факт смены ресурсоснабжающей организации, по мнению Общества, правового значения не имеет.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Предприятия, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предприятие с 01.01.2019 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, имеет действующую лицензии от 24.09.2019 N (39)-4360-СТУРБ.
Общество осуществляет управление многоквартирными домами в г. Нестерове Калининградской области.
Согласно пункту 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) названных Правил в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном инернет-сайте.
Руководствуясь приведенной нормой, Предприятие 20.06.2019 направило Обществу два экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Однако Общество подписанный проект договора в адрес регионального оператора не возвратило.
В силу пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В отсутствие подписанного сторонами договора Предприятие оказывало услуги по вывозу ТКО в отношении МКД, находящихся в управлении Общества, основываясь на действии типового договора (далее - Договор), в соответствии с которым Предприятие должно принимать ТКО, а Общество оказываемые услуги - оплачивать.
Согласно пункту 6 Договора под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, которая определена в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и составляла в спорный период: с 01.01.2019 по 31.03.2019 - 510,75 руб./ куб.м, с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 488,57 руб./куб.м.
В силу пункта 7 Договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана означенная услуга. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
Из пункта 24 Договора следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате услуг региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Предприятие в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 оказывало услуги по обращению с ТКО и выставляло счета на оплату.
Поскольку Общество отказалось оплачивать оказанные услуги, Предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал доказанным факт оказания услуг по Договору и с учетом отсутствия их оплаты удовлетворил иск в части взыскания задолженности. Кроме того, суд скорректировал период расчета просрочки оплаты оказанных услуг и частично взыскал начисленные Обществу пени.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ указано, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) данных Правил.
Между тем, как было указано ранее, договоры между потребителями - собственниками имущества в МКД и Предприятием в спорный период не заключались, и Предприятие оказывало услуги по обращению с ТКО на условиях типового договора по правилам пункта 8(18) Правил N 1156.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что Предприятие с 01.01.2019 обеспечивает и осуществляет прием ТКО, образующихся у пользователей, на территории Калининградской области.
Доказательства уплаты задолженности в размере 1 044 005,68 руб. Обществом не представлены.
В свою очередь Общество указывало на обязанность Предприятия заключить соответствующие договоры непосредственно с потребителями - собственниками помещений в МКД, а также ссылалось на отправку в адрес регионального оператора в 2015 году протоколов общих собраний собственников помещений в МКД, на которых были приняты решения о заключении прямых договоров потребителей с оператором.
В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
С учетом поступивших Предприятию протоколов общих собраний оно откорректировало сумму задолженности Общества за услуги по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили на Общество как управляющую организацию обязанность погасить за спорный период задолженность за услуги по обращению с ТКО в отношении находящихся в управлении Общества МКД.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В связи с отсутствием оплаты оказанных услуг Предприятием начислены и предъявлены ко взысканию пени по правилам пункта 24 Договора за период с 10.02.2019 по 13.07.2020 в размере 159 850,12 руб.
Расчет процентов проверен судами первой и апелляционной инстанций и скорректирован с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", период взыскания пеней ограничен до 05.04.2020 в размере 124 072,85 руб.
Суд кассационной инстанции признает указанные выводы судов обоснованными и соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Общества не опровергают выводов судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. По существу, эти доводы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020 по делу N А21-16464/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.