23 марта 2021 г. |
Дело N А56-19425/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Минина С.П. (доверенность от 25.12.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Фрунзенского района" Букача П.В. (доверенность от 25.10.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Фрунзенского района" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А56-19425/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2, лит. А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Фрунзенского района", адрес: 192289, Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича, д. 34, ОГРН 1089847212036, ИНН 7816442648 (далее - Общество), о взыскании 60 650 811 руб. 07 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с января по декабрь 2019 года по договору на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.04.2008 N 8380.
Решением от 11.08.2020 иск удовлетворен частично; с Общества в пользу Компании взыскано 57 280 304 руб. 97 коп. задолженности; в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 02.12.2020 решение от 11.08.2020 отменено; иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда от 02.12.2020, принять новый судебный акт, которым оставить в силе решение от 11.08.2020.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не учел, что корректировка количества тепловой энергии, поставленной потребителю, на количество тепловой энергии, изначально содержащейся в холодной воде, поступающей на источник тепла, предусмотрена Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034). Значительно влияет корректировка на расход выставленной тепловой энергии в межотопительный период ввиду повышенной температуры наружного воздуха, в связи с чем разногласия Общества касаются только летнего периода. Для открытых систем теплоснабжения количество тепловой энергии, полученной потребителем за отчетный период, рассчитывается по формуле, учитывающей удельную энтальпию (температуру) холодной воды, используемой для подпитки на источнике тепловой энергии. В рассматриваемом случае не подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и положения постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306), поскольку указанные нормативные акты регулируют взаимоотношения исполнителя коммунальных услуг и потребителя (физического лица).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (ресурсоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.04.2008 N 8380 (в редакции соглашения о замене лица от 25.07.2008, дополнительных соглашений от 01.04.2008, от 20.08.2008 и протокола согласования разногласий от 28.11.2013) (далее - Договор), по которому энергоснабжающая организация обязалась обеспечивать подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент - оплачивать принятую тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора энергоснабжающая организация обязуется обеспечить подачу абоненту тепловой энергии от сети энергоснабжающей организации на ее границе через присоединенную сеть для целей теплоснабжения жилых домов со встроенными помещениями согласно приложению N 2 к Договору.
Согласно пункту 4.4 Договора при наличии у абонента приборов учета, допущенных в эксплуатацию энергоснабжающей организацией, абонент ежемесячно не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, представляет в энергоснабжающую организацию отчет о фактическом теплопотреблении установленной формы (приложение N 4 к Договору).
Порядок расчетов предусмотрен в разделе 5 Договора.
Во исполнение Договора в период с января по декабрь 2019 года Компания поставила в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Общества, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, которую последнее в полном объеме не оплатило.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по оплате тепловой энергии, поставленной на нужды горячего водоснабжения в спорный период, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая на иск, ответчик указал на то, что расчет истца завышен, и представил контррасчет, произведенный с учетом положений пунктов 112 и114 Правил N 1034. Согласно этому расчету разница между начислениями истца и начислениями ответчика за период с июня по август 2019 года составила 3 370 506 руб. 10 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, признав обоснованным контррасчет ответчика, который выполнен с учетом корректировки в летний период количества потребленной тепловой энергии на основании пунктов 112 и 114 Правил N 1034.
Апелляционный суд признал контррасчет ответчика ошибочным и не соответствующим жилищному законодательству, регулирующему спорные правоотношения, отменил решение и удовлетворил иск в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку коммунальный ресурс в данном случае поставлялся в многоквартирные жилые дома, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и Правила N 354.
В силу пункта 2 Правил N 124 к коммунальным ресурсам относятся, в том числе, горячая вода и отопление.
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Согласно примечанию 1 к приложению N 2 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению единицей измерения объема потребления коммунального ресурса является кубический метр.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель, как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 Правил N 306). В пункте 7 (1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному для оплаты одного куб. м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям установленного в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета (или по нормативам потребления) и оплачивать этот объем исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Общество, как исполнитель коммунальных услуг, не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая положения пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Общество обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что объем тепловой энергии, необходимый для подогрева 1 куб. м холодной воды, составляет 0,06 Гкал при использовании открытой или закрытой системы горячего водоснабжения. Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.12.2017 N 201-р на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2018 установлен норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для открытой и закрытой систем горячего водоснабжения равный 0,06 Гкал/куб.м.
Оценив расчет истца, который определил объем тепловой энергии на горячее водоснабжение на основании показаний общедомовых приборов учета в Гкал, и расчет ответчика, который определил количество тепловой энергии, необходимой на подогрев объема холодной воды, зафиксированного общедомовым прибором учета в куб.м с применением норматива 0,06 Гкал/куб.м, апелляционный суд пришел к выводу о том, что разницы в итоговых начислениях в данном случае не имеется.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
При этом указанный ответчиком способ определения обязательств Общества как исполнителя коммунальных услуг не требует корректировки объема тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды, с учетом поправки на энтальпию, так как для расчета объема потребленного коммунального ресурса (ГВС) используются не исходные данные из отчетов о теплопотреблении, а объем горячей воды (в куб. м), зафиксированный общедомовым прибором учета.
Из контррасчета ответчика следует, что за период с июня по август 2019 года Общество произвело начисления с учетом пунктов 112 и 114 Правил N 1034, которые к спорным правоотношениям не применимы, и необоснованно занизило объем, потребленного коммунального ресурса.
Апелляционный суд обоснованно признал контррасчет ответчика, не соответствующим Правилам N 124 и Правилам N 354, которые не предусматривают корректировку количества тепловой энергии, поставленной потребителю, на количество тепловой энергии, изначально содержащейся в холодной воде, поступающей на источник тепла.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил иск в полном объеме, отменив при этом решение суда первой инстанции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о неправильной оценке апелляционным судом имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А56-19425/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Фрунзенского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.
...
Из контррасчета ответчика следует, что за период с июня по август 2019 года Общество произвело начисления с учетом пунктов 112 и 114 Правил N 1034, которые к спорным правоотношениям не применимы, и необоснованно занизило объем, потребленного коммунального ресурса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2021 г. N Ф07-1580/21 по делу N А56-19425/2020