26 марта 2021 г. |
Дело N А52-202/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Старченковой В.В. и Судас Н.Е.,
рассмотрев 23.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления городского хозяйства администрации города Пскова на решение Арбитражного суда Псковской области от 13.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А52-202/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Управлению городского хозяйства администрации города Пскова, адрес: 180004, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 6, ОГРН 1026000978222, ИНН 6027061883 (далее - Управление), о взыскании 1 279 002 руб. 49 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости электроэнергии, потребленной в отсутствие договора энергоснабжения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Строительная фирма "ДСК", адрес: 180017, город Псков, улица 128 Стрелковой дивизии, дом 6, ОГРН 1026000955298, ИНН 6027013093 (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 13.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Управление, считая, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: самовольное подключение энергопринимающих устройств на спорных объектах отсутствует; суды не приняли во внимание наличие документов, подтверждающих причастность Общества к строительству спорных сетей при благоустройстве прилегающих территорий многоквартирных домов; Управление ненадлежащий ответчик; организация освещения улиц не подразумевает эксплуатацию освещения придомовой территории; спорные сети не находятся в собственности Управления, после их ввода в эксплуатацию Управлению не передавались; Управление не должно нести расходы по оплате электрической энергии сетями наружного освещения, так как данные сети возведены иными лицами и не являются собственностью муниципального образования "Город Псков"; стоимость потребления электроэнергии завышена.
До судебного заседания в кассационный суд от Компании поступил отзыв на кассационную жалобу с возражениями против ее удовлетворения.
Стороны и третье лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2012 - 2013 годах Общество в рамках выполнения работ по благоустройству и озеленению территории сдаваемого объекта и обязательств застройщика, предусмотренных решением об отводе участка, выполнило возведение сетей наружного освещения территории вокруг многоквартирных домов N 116 и 123 по Ипподромной улице в городе Пскове.
Проведенная сотрудниками Компании проверка соблюдения правовых норм, регулирующих сферу обращения электроэнергии, в отношении уличного освещения по адресу: город Псков, Северная-Ипподромная улица, выявила факт потребления электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном действующим законодательством порядке договора энергоснабжения, о чем составлен акт о бездоговорном потреблении электроэнергии прочими потребителями от 30.07.2019 N 000061 (далее - акт от 30.07.2019), в котором, в том числе указано об отсутствии на установленном на объекте приборе учета электроэнергии пломбы сетевой организации.
Полагая, что в данном случае ответственность за содержание и эксплуатацию, а также за обеспечение электроснабжения лежит на муниципальном образовании, в границах которого расположены указанные объекты, Компания рассчитала объем и стоимость бездоговорного потребления электрической энергии за период с 02.11.2018 по 30.07.2019 и выставила Управлению счет на оплату на 1 279 002 руб. 49 коп., который Управление не оплатило.
В претензии от 23.08.2019 N 472 Компания просила Управление погасить указанную задолженность.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием обращения Компании в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, установив факты бездоговорного потребления электрической энергии и его неоплаты Управлением, удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
В соответствии с пунктом 84 Основных положений (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент составления акта от 30.07.2019) стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (пункт 167 Основных положений).
По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии (пункт 192 Основных положений).
В пункте 193 Основных положений указано, что при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии. Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц. Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
Согласно пункту 194 Основных положений расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктом 196 Основных положений в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.
В соответствии с пунктом 196 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
В соответствии пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса
Факт бездоговорного потребления электроэнергии установлен судами, подтвержден материалами дела и не опровергнут сторонами.
Управление полагает, что не является надлежащим лицом, ответственным за бездоговорное потребление электрической энергии.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции от Общества поступил отзыв на иск, в котором оно пояснило, что сети наружного освещения возведены в качестве элементов благоустройства придомовой территории оконченных строительством объектов капитального строительства; спорные сети Обществом для собственных нужд не эксплуатировались, их собственником Общество не является.
Вопреки доводу Управления суды обеих инстанций при рассмотрении дела исследовали и дали оценку деятельности Общества в ходе строительства спорных сетей, что следует из содержания обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении вопроса об ответственности Управления относительно оплаты выявленного бездоговорного потребления электрической энергии суды обоснованно руководствовались положениями Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 1З1-ФЗ), положениями которого к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения включая освещение улиц, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Как отметил в обжалуемом постановлении апелляционный суд, в письме Федеральной службы по тарифам от 25.10.2010 N Н5-8575/5 указано, что услуги по наружному освещению (в том числе составляющая этих услуг по передаче электроэнергии по распределительным сетям наружного освещения) в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственному регулированию. Расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения, и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
В силу изложенного апелляционный суд пришел к правильному выводу, что сети уличного освещения относятся к объектам внешнего благоустройства населенного пункта, содержатся и финансируются за счет местного бюджета.
Суды также указали, что согласно пункту 2.2.12 Положения об Управлении, утвержденном решением Псковской городской Думы от 14.09.2007 N 140, одной из задач Управления является организация освещения улиц.
В соответствии с дополнительным соглашением от 09.08.2019 N 5-2019 Управление согласовало включение спорных объектов уличного освещения в заключенный с истцом договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 21.12.2018 NТЭЭ76-00101/19.
Учтя изложенное, суды обоснованно отклонили довод Управления о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору и удовлетворили иск.
Ссылка Управления на то, что в рассматриваемом случае расходы по оплате уличного освещения должны нести собственники многоквартирных домов N 116 и 123, расположенных на улице Ипподромной в городе Пскове, не подтверждена допустимыми и относимыми доказательствами и противоречит действующему законодательству.
Довод о необоснованном завышении Компанией стоимости потребленной электроэнергии проверен судами и признан несостоятельным, так как предложенный ответчиком способ расчета не основан на нормах действующего законодательства. У кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с этим выводом судом.
В рассматриваемом случае основанием для взыскания неосновательного обогащения явилось потребление Управлением электрической энергии в отсутствие договора энергоснабжения.
Довод Управления об отсутствии факта самовольного присоединения энергопринимающих устройств на спорных объектах не опровергает правильных по существу выводов судов о квалификации потребления электрической энергии в качестве бездоговорного в заявленный период. Данных о том, что энергопринимающие устройства, посредством которых в спорный период обеспечивалось уличное освещение, принадлежат иному лицу, в материалы дела не представлены.
Доводы Управления, приведенные в кассационной жалобе, бывшие предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводов судов и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм права и по существу сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 13.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А52-202/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления городского хозяйства администрации города Пскова - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Как отметил в обжалуемом постановлении апелляционный суд, в письме Федеральной службы по тарифам от 25.10.2010 N Н5-8575/5 указано, что услуги по наружному освещению (в том числе составляющая этих услуг по передаче электроэнергии по распределительным сетям наружного освещения) в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственному регулированию. Расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения, и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2021 г. N Ф07-316/21 по делу N А52-202/2020