29 марта 2021 г. |
Дело N А56-114283/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МедикоФарм" Медведского А.А. (доверенность от 18.12.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Сопрыкиной К.А. (доверенность от 12.01.2021 N 01/10),
рассмотрев 23.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедикоФарм" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А56-114283/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "МедикоФарм", адрес: 624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, Центральный проезд, д. 4, ОГРН 156682000540, ИНН 6682008089, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 15.07.2019 по делу N 3-04-А/18 (дело N А56-114283/2019).
С аналогичным требованием к УФАС в суд обратилось и ООО "Профивит", адрес: 350062, г. Краснодар, ул. им. Яна Полуяна, д. 34, оф. 1, ОГРН 1172375032543, ИНН 2311235489 (дело N А56-115020/2019).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2020 дела N А56-114283/2019 и N А56-115020/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу номера А56-114283/2019.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена межрегиональная общественная организация "Питание и общественное здоровье", адрес: 197348, Санкт-Петербург, Богатырский пр., д. 4, ОГРН 1167800055411, ИНН 7814670720 (далее - МОО "Питание и общественное здоровье").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "МедикоФарм", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы не согласен с выводом судов о наличии между ООО "МедикоФарм" и ООО "Профивит" антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах. ООО "МедикоФарм" настаивает, что доказательства, подтверждающие наличие сговора между указанными лицами, Управлением не представлены. При этом действия ООО "МедикоФарм" при участии в торгах, как считает податель жалобы, являются разумной экономической стратегией, направленной на получение прибыли, и не нарушают нормы действующего законодательства.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.03.2021 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 23.03.2021.
В судебном заседании представитель ООО "МедикоФарм" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против удовлетворения данной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление 27.06.2018 поступило поручение Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) о рассмотрении заявления МОО "Питание и общественное здоровье" относительно наличия предположительного сговора между участниками торгов, который привел к поддержанию цен на одиннадцати аукционах, проводившихся в электронной форме (извещения N N 0318200049618000045, 0318200029817000168, 0318300183917000354, 0318200054117000163, 0318200077018000032, 0318200055218000151, 0318200071317000150, 0318200080917000135, 0318200064017000302, 0318300194217000247, 0318200064018000142), что квалифицируется как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). В частности, в заявлении содержалась информация о том, что в аукционах принимали участие два хозяйствующих субъекта - ООО "Профивит" и ООО "МедикоФарм"; подавая в ходе аукциона от 1 до 4 ценовых предложений, организации отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы, что позволяло одной из них заключать контракт со снижением в размере 0,5 - 2 % от начальной минимальной цены контракта. Общая начальная минимальная цена контракта по данным аукционам составила 2 512 231,94 руб.
По результатам рассмотрения указанного обращения и дополнительно истребованных документов приказом УФАС от 15.10.2018 N 207 в отношении ООО "Профивит" и ООО "МедикоФарм" возбуждено антимонопольное дело N 3-04-А/18 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения названного дела Управление приняло решение от 15.07.2019 N 3-04-А/18, которым признало наличие в действиях ООО "Профивит" и ООО "МедикоФарм" нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на аукционах, проводившихся в электронной форме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "МедикоФарм" и ООО "Профивит" обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела заявлениями.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "МедикоФарм" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Суды двух инстанций, оценив представленные сторонами доказательства и приводимые им доводы, заключили, что при проведении проверки и рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС установлена достаточная совокупность прямых и косвенных доказательств, подтверждающих заключение ООО "МедикоФарм" и ООО "Профивит" соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ, и участие в нем.
Как следует из оспариваемого решения УФАС, в период с 14.07.2017 по 31.12.2018 ООО "МедикоФарм" и ООО "Профивит" попарно участвовали в 11 аукционах в электронной форме (извещения N N 0318200049618000045, 0318200029817000168, 0318300183917000354, 0318200054117000163, 0318200077018000032, 0318200055218000151, 0318200071317000150, 0318200080917000135, 0318200064017000302, 0318300194217000247, 0318200064018000142) с признаками антиконкурентного соглашения, целью которого являлось поддержание цен на торгах.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N 3-04-А/18 Управлением в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ и Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 был проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для рассмотрения названного дела, по результатам которого составлен аналитический отчет от 10.06.2019.
На основе сведений указанного отчета и анализа полученных документов Управление пришло к выводу, что модель поведения ООО "МедикоФарм" и ООО "Профивит" во время проведения аукционов была направлена на минимальное снижение начальной минимальной цены контракта. Процесс торгов по аукционам представлял собой две - четыре ставки, сделанные поочередно указанными лицами, что позволило добиться минимального снижения начальной (максимальной) цены контракта в размере от 0,5 до 1% и в одном случае - до 2%.
Так, по аукционам N N 0318200071317000150, 0318200080917000135, 0318200029817000168, 0318300183917000354, 0318200054117000163, 0318200077018000032, 0318200055218000151N, 0318200064017000302 победителем признано ООО "Профивит" со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 1%, и только на 2% по последнему аукциону. По аукциону N 0318200049618000045 победителем признано ООО "МедикоФарм" со снижением начальной (максимальной) цены контракта на 0,5%. По аукционам NN 0318300194217000247, 0318200064018000142 заявки поданы ООО "МедикоФарм" и ООО "Профивит", однако ценовые предложения от ООО "МедикоФарм" не поступали (снижение цены контракта по единственному предложению ООО "Профивит" составило 0,5%).
По результатам анализа информации, представленной электронными торговыми площадками, антимонопольный орган установил, что для участия в торгах ООО "МедикоФарм" и ООО "Профивит" использовали единую инфраструктуру, включающую одинаковые IP-адреса: 95.30.4.69, 95.30.21.43, 95.30.9.126, 95.30.29.147, 95.30.31.98, 178.155.4.148. При этом, подача заявок и ценовых предложений осуществлялась заявителями с незначительной разницей во времени (в пределах нескольких минут).
Проанализировав заявки ООО "Медикофарм" и ООО "Профивит", подаваемые для участия в аукционах, Управление выявило, что файлы, содержащиеся в составе первых частей заявок указанных лиц, схожи и созданы с небольшим временным интервалом, что воспринято УФАС как свидетельство о создании заявок одним лицом в ходе реализации антиконкурентного соглашения.
Кроме того, на основании информации, предоставленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 28 по Свердловской области и Инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару, Управлением было установлено, что в рассматриваемый период директорами и единственными учредителями ООО "Профивит" и ООО "Медикофарм" являлись граждане, проживающие в г. Краснодаре. Там же (в месте нахождения ООО "Профивит") осуществлялась фактическая деятельность ООО "Медикофарм" при регистрации по юридическому адресу: 624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, Центральный проезд, д. 4.
Также в ходе рассмотрения антимонопольного дела Управление пришло к выводу о наличии между указанными лицами финансово-хозяйственных связей; по данным банковской выписки ООО "Медикофарм" 19.06.2017 и 29.12.2017 перечислялись денежные средства на расчетный счет ООО "Профивит".
Оценив установленные Управлением обстоятельства, суды согласились с выводами УФАС о наличии скоординированных действий ООО "МедикоФарм" и ООО "Профивит" при участии в вышеперечисленных 11 аукционах, которые имели общую модель поведения, заранее известную каждому из участников правоотношений, что свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения о поддержании цен на торгах.
Как указали суды двух инстанций, выявленные Управлением факты достаточно и достоверно свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения между заявителями; целью действий указанных лиц (являющихся между собой конкурентами) являлась практическая реализация механизма, способного поддержать цену на торгах; УФАС в данном случае доказано намеренное использование этими участниками аукционов единой стратегии поведения (преследование общей противоправной цели), позволяющее извлечь экономическую выгоду и искусственно поддерживать цену на торгах.
Установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о законности оспариваемого решения УФАС.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу N А56-114283/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедикоФарм" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МедикоФарм", адрес: 624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, Центральный проезд, д. 4, ОГРН 156682000540, ИНН 6682008089, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченных по платежному поручению от 11.01.2021 N 2.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.