29 марта 2021 г. |
Дело N |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 22.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 31.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А05П-175/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Юшар", адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. им. В.И. Ленина, д. 33Б, каб. 400, ОГРН 1038302271215, ИНН 8300003504 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. им. В.И. Ленина, д. 27В, ОГРН 1058383006208, ИНН 2983003263 (далее - Департамент), о признании недействительным решения комиссии Департамента, оформленного протоколом от 21.01.2020, об отказе в продлении срока пользования недрами с целью добычи песка и песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) на месторождении "Северное-5" для обустройства нефтяных месторождений и строительства автодороги, представленного по лицензии НРМ 00553 ТЭ; о признании недействительным распоряжения Департамента от 23.01.2020 N 65-р "О прекращении права пользования недрами по лицензии НРМ 00553 ТЭ"; о признании недействительным распоряжения Департамента от 25.08.2017 N 794-р "О приостановлении права пользования недрами по лицензии НРМ 00553 ТЭ"; об обязании Департамента с момента вступления решения суда в законную силу восстановить право пользования недрами по лицензии НРМ 00553 ТЭ, продлить срок действия лицензии НРМ 00553 ТЭ в соответствии с заявлением Общества от 26.12.2019 N 164 о продлении срока действия лицензии на право пользование недрами.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, Оленная ул., д. 25, лит. А, ОГРН 1048302305875, ИНН 8300006417 (далее - Инспекция).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2020 заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными решение Департамента, оформленное протоколом от 21.01.2020, об отказе в продлении срока пользования недрами с целью добычи песка и ПГС на месторождении "Северное-5" для обустройства нефтяных месторождений и строительства автодороги, представленного по лицензии НРМ 00553 ТЭ, и распоряжение Департамента от 23.01.2020 N 65-р "О прекращении права пользования недрами по лицензии НРМ 00553 ТЭ". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Этим же решением суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.10.2020 решение суда первой инстанции изменено, абзац четвертый резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Взыскать с Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа в пользу общества с ограниченной ответственностью Нефтяной компании "Юшар" 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворенных требований, отказать в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что предыдущим решением арбитражного суда от 13.09.2019 по делу N А05П-408/2019 на Департамент возложена обязанность восстановить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества без конкретизации способа восстановления прав, поэтому, по мнению Департамента, оспариваемые распоряжения, которые признаны судом недействительными, вынесены в пределах его полномочий и являются законными. Также полагает, что поскольку в период действия лицензии Обществом допущены нарушения существенных условий лицензионного соглашения, оснований для продления действия лицензии не имелось, что подтверждается распоряжением Департамента от 25.08.2017 N 794-р о приостановлении права пользования недрами; суды вышли за пределы заявленных требований, не дали оценку доводу о том, что Общество не намерено завершить разработку месторождения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является обладателем лицензии серии НРМ номер 00553 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча песка и ПГС на месторождении "Северное-5" для обустройства нефтяных месторождений и строительства автодороги в Ненецком автономном округе.
На основании распоряжения Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа (далее - Управление) от 12.12.2012 N 57-р/од срок действия лицензии продлен до 31.12.2019.
Приложением 1 к лицензии является договор об условиях пользования недрами с целью добычи песка и ПГС на месторождении "Северное - 5" для обустройства нефтяных месторождений и строительства автодороги (далее - Договор).
Из пункта 9.2 статьи 9 Договора следует, что владелец лицензии производит уплату иных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа для юридических лиц.
Условия договора, предусмотренные в статье 9 Договора, считаются существенными (пункт 10.4 статьи 10 Договора).
От Инспекции в адрес Управления поступили письма от 19.05.2017 исх. N 18-09/0687, от 12.07.2017 исх. N 2.8-22/05246, от 11.08.2017 исх. N 2.8-22/06022 о наличии у Общества задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам, доначисленным по результатам выездной налоговой проверки.
В требовании N 5553 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций и индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 21.07.2016 Обществу в срок до 11.08.2016 предложено уплатить 17 688 240 руб. налогов, 4 824 959 руб. 24 коп. пени и 457 000 руб. штрафа.
Также Инспекция просила Департамент рассмотреть вопрос о принятии мер в отношении Общества по приостановлению, ограничению или досрочному прекращению права пользования недрами.
Распоряжением Департамента от 25.08.2017 N 794-р о приостановлении права пользования недрами по лицензии НРМ 00553 ТЭ право пользования недрами, представленное Обществу по лицензии НРМ 00553 ТЭ, приостановлено до погашения имеющейся задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, доначисленным в ходе налоговой проверки в соответствии с требованием N 5553 Инспекции.
В этот же день Департамент составил уведомление N 6647, которым сообщил Обществу, что в случае неустранения владельцем лицензии нарушений существенных условий лицензии в течение 3-х месяцев с момента получения этого уведомления им на основании статей 20 и 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) может быть принято решение о прекращении права пользования недрами по лицензии НРМ 00553 ТЭ.
Указанное уведомление направлено по юридическому адресу Общества 01.09.2017, однако возвращено 06.10.2017 с отметками органа почтовой связи об истечении срока хранения.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 22.11.2018 по делу N А05-14598/2018 принято заявление общества с ограниченной ответственностью Нефтяная сервисная компания "Экоресурс" о признании Общества несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 25.12.2018 в отношении Общества введена процедура банкротства наблюдение. Временным управляющим Общества назначен арбитражный управляющий Щегринец Дмитрий Игоревич.
На основании запроса временного управляющего Общества от 22.01.2019 исх. N 22 Департамент письмом от 28.01.2019 исх. N 561 направил в его адрес лицензию НРМ 00553 ТЭ, протокол заседания территориальной комиссии по рассмотрению технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участками недр местного значения на территории Ненецкого автономного округа, а также сообщил, что право пользования недрами приостановлено, приложив заверенную копию распоряжения от 25.08.2017 N 794-р.
Указанные документы получены представителем Общества Яркиной И.А. по доверенности от 21.01.2019 N 20, выданной временным управляющим Общества.
Распоряжением от 25.02.2019 N 213-р о прекращении права пользования недрами по лицензии НРМ 00553 ТЭ Департамент прекратил право пользования недрами с целью добычи песка и ПГС на месторождении "Северное-5" для обустройства нефтяных месторождений и строительства автодорог, предоставленное Обществу по лицензии НРМ 00553 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 13.09.2019 по делу N А05П-408/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2020, распоряжение Департамента от 25.02.2019 N 213-р признано недействительным.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.06.2019 по делу N А05-14598/2018 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введено конкурсное производство.
Конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Щегринец Д.И.
Щегринцом Д.И. 29.12.2019 подано в Департамент заявление о продлении действия лицензии на пользование недрами. По результатам рассмотрения заявления комиссией Департамента принято решение, оформленное протоколом от 21.01.2020, об отказе в продлении срока действия лицензии.
Также Департаментом 23.01.2020 издано распоряжение N 65-р о прекращении права пользования недрами по лицензии на основании пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах (прекращение срока действия лицензии).
Письмом от 24.01.2020 исх. N 504 Департамент направил указанные решения в адрес Общества.
Не согласившись с вынесенными Департаментом решением и распоряжениями, Общество в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в признании незаконным распоряжения Департамента от 25.08.2017 N 794-р "О приостановлении права пользования недрами по лицензии НРМ 00553 ТЭ", указав на пропуск срока обращения в суд с заявлением об оспаривании данного ненормативного правового акта, остальные требования Общества удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции в части размера взысканной с Департамента в пользу Общества госпошлины; в остальной части с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Судами установлено, что оспариваемое решение от 21.01.2020 принято Департаментом на основании статьи 10 Закона о недрах и на основании действующего распоряжения Департамента от 25.08.2017 N 794-р о приостановлении права пользования недрами до погашения имеющейся налоговой задолженности.
В свою очередь, исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения либо приостановления права пользования недрами закреплен в статье 20 Закона о недрах.
При этом в части 1 статьи 20 названного Закона перечислены основания, влекущие исключительно безусловное прекращение права пользования недрами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
Из содержания распоряжения Департамента от 23.01.2020 N 65-р следует, что оно принято на основании пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах, то есть на основании, влекущем исключительно безусловное прекращение права пользования недрами.
Действительно, материалами дела, в том числе требованием Инспекции N 5553 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций и индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 21.07.2016 подтверждается и заявителем по существу не оспаривается нарушение им существенного условия Договора, предусмотренного пунктом 9.2 статьи 9, определяющего обязанность владельца лицензии производить уплату иных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа для юридических лиц, поскольку Общество имело недоимку по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, транспортному налогу, налогу на имущество организаций в общей сумме 17 688 240 руб.
Учитывая данные обстоятельства, суды указали, что у Департамента имелись основания для приостановления действия лицензии и принятии распоряжения от 25.08.2017 N 794-р о приостановлении права пользования недрами до погашения имеющейся налоговой задолженности.
Статьей 22 Закона о недрах предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2). Согласно статье 39 Закона о недрах при пользовании недрами пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2).
При необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, вправе требовать продления срока пользования участком недр.
Поскольку указанные условия Закона о недрах Обществом не соблюдены, действовало распоряжение от 25.08.2017 N 794-р, Департамент отказал в продлении срока действия лицензии.
При этом, как верно отмечено судами, Департаментом при принятии решения об отказе в продлении срока действия лицензии не учтены следующие обстоятельства.
29.12.2019, то есть до истечения срока действия лицензии, Обществом в Департамент подано заявление о продлении срока действия лицензии на пользование недрами. Общество представило Департаменту подробное обоснование необходимости продления срока действия лицензии.
До этого решением арбитражного суда от 13.09.2019 по делу N А05П-408/2019 распоряжение Департамента от 25.02.2019 N 213-р о прекращении права пользования недрами по лицензии признано недействительным как не соответствующее закону и иному нормативному правовому акту и нарушающее права и законные интересы Общества. Этим же решением суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. Решение суда по указанному делу вступило в законную силу 31.12.2019 (дата постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, которым решение суда оставлено без изменения).
Как указано в судебных актах по делу N А05П-408/2019 с участием этих же сторон, Департаментом не соблюдена процедура принятия решения о прекращении права пользования недрами, кроме того, в связи с введением в отношении Общества процедуры наблюдения мера административного воздействия в виде досрочного прекращения права пользования недрами не могла применяться с целью его побуждения к исполнению обязанности по уплате недоимки, пени и штрафов по требованию Инспекции; в любом случае примененная Департаментом мера административного воздействия не отвечает принципам справедливости, адекватности, пропорциональности, соразмерности и необходимой защиты. Сам по себе факт открытия в отношении заявителя процедуры конкурсного производства позицию Департамента не подтверждает, поскольку при наличии на то оснований, установленных статьей 146 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), не исключена возможность перехода к процедуре внешнего управления.
Учитывая особенности экономического оборота, законодатель в целях необходимости поддержания стабильности экономических отношений допускает возможность перехода права пользования участками недр и определяет правила такого перехода в статье 17.1 Закона о недрах.
Статьей 17.1 Закона о недрах установлено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе, в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Как отметили суды в деле N А05П-408/2019, в силу части 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Законом порядка предъявления требований к должнику.
Обязанность по уплате налогов, указанных в требовании Инспекции N 5553 по состоянию на 21.07.2016, возникла до даты принятия заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом), то есть рассматриваемые платежи не являются текущими. Таким образом, с даты объявления резолютивной части определения о введении в отношении Общества процедуры наблюдения (19.12.2018) исполнение обязанности по уплате налогов, указанных в требовании Инспекции N 5553, могло осуществляться только в порядке очередности, установленной Закона N 127-ФЗ.
Соответственно, при применении меры административного воздействия в виде прекращения права пользования недрами Департамент должен был установить наличие препятствий к устранению Обществом указанных в уведомлении от 25.08.2017 нарушений.
Однако Департаментом при принятии решения от 21.01.2020 вышеназванные обстоятельства не учтены, что согласно выводам судов двух инстанций в настоящем деле привело к принятию решения от 23.01.2020, нарушившего права и законные интересы Общества. В свою очередь, принятие незаконного решения от 21.01.2020 повлекло принятие незаконного решения от 23.01.2020.
В настоящем деле судами двух инстанций учтены выводы, сделанные судами при рассмотрении дела N А05П-408/2019.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в оспариваемой в жалобе части. Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку решение суда первой инстанции изменено постановлением апелляционного суда, оставлению без изменения подлежит постановление суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А05П-175/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отметили суды в деле N А05П-408/2019, в силу части 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Законом порядка предъявления требований к должнику.
Обязанность по уплате налогов, указанных в требовании Инспекции N 5553 по состоянию на 21.07.2016, возникла до даты принятия заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом), то есть рассматриваемые платежи не являются текущими. Таким образом, с даты объявления резолютивной части определения о введении в отношении Общества процедуры наблюдения (19.12.2018) исполнение обязанности по уплате налогов, указанных в требовании Инспекции N 5553, могло осуществляться только в порядке очередности, установленной Закона N 127-ФЗ.
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А05П-175/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2021 г. N Ф07-1355/21 по делу N А05П-175/2020