01 апреля 2021 г. |
Дело N А56-80542/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Судас Н.Е., судей Пастуховой М.В. и Старченковой В.В.,
при участии от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Маковой Д.М. (доверенность от 29.10.2020 N 216-10/2020), от общества с ограниченной ответственностью "Орион - сервис" Гребенюк Н.А. (доверенность от 25.09.2019),
рассмотрев 25.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион - сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А56-80542/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188808, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривоносова, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Орион - сервис", адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Подгорная ул., д. 9, оф. 5, ОГРН 1104704000070, ИНН 4704082688 (далее - Компания), о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Решением суда от 10.06.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020, Обществу отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Компания, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить мотивировочную часть названных судебных актов, исключив из нее вывод о заключенности сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
По мнению подателя кассационной жалобы, указанный договор в силу норм жилищного законодательства Российской Федерации подлежит заключению Обществом с собственниками помещений в многоквартирных домах; Компания не акцептовала предложенный Обществом проект договора; согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросы организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания ТКО относятся к ведению органов местного самоуправления; контейнерные площадки расположены на земельных участках, не принадлежащих Компании.
В судебном заседании представитель Компании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Общество наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ленинградской области.
Общество осуществляет деятельность по обращению ТКО на территории Ленинградской области на основании соглашения от 24.04.2018 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, заключенного с субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.
Поскольку Компания управляет многоквартирными домами (далее - МКД) в пос. Глебычево, Выборгского р-на Ленинградской области, Общество 20.05.2019 направило ей проект договора N 181Ж/18 на оказание услуг по обращению с ТКО.
В письме от 10.06.2019 N РО-397-06/19 Компания предложила Обществу заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений в МКД.
Так как Компания уклонилась от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), суд первой инстанции признал договор заключенным в силу пункта 8(17) Правил N 1156, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении иска.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, поддержав вывод суда о заключенности названного договора в соответствии с положениями Правил N 1156.
Арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Как установлено пунктами 1 и 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, указанная деятельность на территории субъекта Российской Федерации осуществляется одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, а также Правилами N 1156.
Как установлено пунктом 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 Правил N 1156).
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в МКД (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицом, осуществляющим управление МКД.
В частях 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ перечислены случаи, когда при управлении МКД управляющей организацией коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и нанимателям жилых помещений в МКД оказывает региональный оператор на основании заключенного с каждым собственником помещения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Настаивая на том, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО Общество должно заключать непосредственно с собственниками помещений в МКД, Компания в нарушение приведенной нормы не представила доказательства наличия предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ оснований для заключения Обществом таких договоров.
В письме N 727УК-0019 Общество указало Компании на отсутствие подтверждающих наличие указанных оснований документов.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно в частности обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Как установлено частью 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 этого Кодекса.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
Названные Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и в подпункте "а" пункта 148(4) предусматривают, что при управлении МКД управляющей организацией условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в МКД определяются в договоре управления МКД, заключаемом собственниками помещений в этом МКД с управляющей организацией. При этом управляющая организация не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги.
Таким образом, в отсутствие обстоятельств, при которых допускается заключение Обществом договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений в МКД, обязанность заключить с Обществом такой договор лежит на Компании.
Положения Закона N 131-ФЗ, согласно которым к ведению органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов, не освобождают управляющую организацию от исполнения в предусмотренных жилищным законодательством случаях обязанности по оказанию собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО на основании заключенного с региональным оператором договора.
Исполнение данной обязанности не зависит от того, кому принадлежат земельные участки, на которых расположены контейнерные площадки.
Согласно пункту 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) этих Правил.
Как установлено пунктом 8(17) Правил N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения региональный оператор размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
Если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО был получен Компанией до обращения Общества с настоящим иском в арбитражный суд.
Так как в силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, суды обоснованно признали договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключенным сторонами в силу положений Правил N 1156.
Ссылка Компании на отсутствие с ее стороны акцепта несостоятельна, поскольку договор в данном случае считается заключенным в силу императивной нормы права.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 5 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным названной статьей.
Поскольку кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебные расходы на уплату государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на Компанию.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А56-80542/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион - сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Е. Судас |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО был получен Компанией до обращения Общества с настоящим иском в арбитражный суд.
Так как в силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, суды обоснованно признали договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключенным сторонами в силу положений Правил N 1156."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2021 г. N Ф07-289/21 по делу N А56-80542/2019