г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А56-80542/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Новосельцева И.А. (доверенность от 03.02.2020)
- от ответчика: Гребенюк Н.А. (доверенность от 25.09.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21309/2020) общества с ограниченной ответственностью "Орион-Сервис"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 по делу N А56-80542/2019,
принятое по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" к обществу с ограниченной ответственностью "Орион-Сервис"
об обязании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Орион-Сервис" (далее - Общество) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением суда от 10.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение изменить, исключив из мотивировочной части судебного акта вывод о том, что договор N 292Ж/18 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным.
Податель жалобы указывает, что судом не исследовался договор N 292Ж/18, не установлена дата договора, содержит ли он существенные условия, каким образом направлено ответчику предложение регионального оператора о заключении договора N 292Ж/18 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и с какого числа договор считается заключенным. Кроме того, данный договор отсутствует в материалах дела.
По мнению подателя жалобы, при указанных обстоятельствах суд сделал необоснованный вывод о заключении договора N 292Ж/18.
Судом не дана оценка доводу ответчика о том, что согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. ст. 14-16).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами.
Согласно пункту 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.
При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Контейнерные площадки, расположены на землях Министерства обороны, и не входят в состав общего имущества собственников.
Со стороны истца в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие то, что OOО "Орион-сервис" является надлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении своей апелляционной жалобы.
Представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Между АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" и Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельностью по обращению с отходами заключено Соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область" от 24.04.2018
Согласно дополнительному соглашению N 2 от 05.03.2019 к Соглашению об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область" от 24.04.2018 региональный оператор обязан приступить к организации деятельности по сбросу, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности "Ленинградская область" не позднее 01.11.2019.
В соответствии с действующей лицензией истец осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, при этом согласно ст. 24.7 Закона об отходах оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям осуществляется исключительно региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
ООО "Орион-Сервис" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных в п. Глебычево по следящим адресам:
- ул. Заводская д.1,
- ул. Мира д. 1,2,3,4,5,
- ул. Офицерская д. 1,2,3,5,6,7,8. 9,10,11,12,13,14;
- Офицерский проезд д. 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
В обоснование исковых требований Компания указала, что 20.05.2019 истец направил в адрес ответчика проект договора N 181Ж/18 от 01.06.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Ленинградской области. В ответ на оферту заключить указанный договор 10.06.2019 ответчик направил уведомление об отказе в его заключении.
В связи с отказом в подписании указанного договора, Компания обратилась в суд с иском о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд в удовлетворении требований отказал.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил N 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг.
Правилами N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил (пункт 148(1)).
С учетом пунктов 148(3) - 148(5) Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать как региональный оператор по обращению с ТБО, так и управляющая организация, которая согласно пункту 148(7) Правил оказывает услугу посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Общество, являясь управляющей компанией многоквартирных домов, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на оказание указанной услуги и является надлежащим ответчиком.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156 (далее Типовой договор).
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обращения с ТКО, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8(4). Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно абзацу 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Типовой публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для организаций, обслуживающих МКД и ИЖД, размещен на официальном сайте истца.
Принимая во внимание изложенное, публичность данного договора, направление ответчику истцом проекта договора N 181Ж/18 от 01.06.2019 и отказ последнего от его заключения, договор считается заключенным на основании абзаца 4 пункта 8 (17) Правил N 1156.
В решении суд сослался на договор N 292Ж/18.
Вместе с тем, неверное указание судом номера договора не привело к принятию неправильного решения, является опечаткой, что может быть исправлено путем реализации правового механизма, предусмотренного статьей 179 АПК РФ, и не свидетельствует о том, что процессуальные права, выявленным обстоятельством нарушены.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 по делу N А56-80542/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80542/2019
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "Орион-Сервис"